Найти тему
Сергей Михеев

Любые средства хороши для возрождения российского производства

Вчера началось масштабное мероприятие в Екатеринбурге - выставка «Иннопром-2023». Наши промышленники и не только. В первый день с большим докладом выступил Михаил Мишустин. Были премьер-министры Белоруссии, Казахстана. Такая интернациональная, международная промышленная выставка проходит. Михаил Мишустин сделал ряд важных заявлений. Он сказал, что «российская промышленность больше не будет работать с опорой на импорт иностранных технологий». Рассказал, как в целом развиваются ключевые отрасли, что прямо сейчас в нашей стране модернизируются ключевые сферы промышленности, и до конца следующего года будет доработан пассажирский самолет Ту-214, который будет состоять только из отечественных комплектующих. Также в следующем году планируется комплексное испытание обновленного Суперджета и лайнера-гиганта Ил-96-400М. И глава правительства подчеркнул, что отечественные предприятия обладают хорошим запасом прочности и высокими способностями к адаптации. Также говорил про гражданский флот (который ходит по воде): около 1000 судов до 2035 года. Про самолеты: у нас вновь появляются Ту-214.

Сергей Михеев: Ил-96 и всё остальное.

И новый Суперджет-100. Но разница в том, как адаптируется наша промышленность к новым санкционным и всевозможным условиям, что это будут воздушные суда полностью из отечественных комплектующих. Очень хорошо. Дождемся.

Сергей Михеев: Да, хорошо. Не могу, конечно, не «пнуть» по дороге.

Зачем?

Сергей Михеев: Для острого словца, ради шутки. Было бы ещё лучше и прекраснее, если бы эти очевидные вещи осознали лет 10, 15 или 20 назад. Ну хотя бы 2-3 года назад. Раз их осознали сейчас – Слава Богу!

Ту-214, Ил-96 – самолеты, производство которых было совершенно осознанно закрыто, потому что их признали «бесперспективными», «всё это никому не нужно, потому что у нас есть взятые в аренду Аэрбасы и Боинги». Эти самолеты производили? Производили! Могли их производить дальше? Могли! Они же изначально производились только из отечественных комплектующих деталей, но совершенно сознательно всё закрыли и угробили. Можно сказать: «Да, это делали те, кто были до этого». Но те, кто были до этого, – это в принципе те же, которые и сейчас, с небольшой поправкой на «ветер». Тем не менее, будем считать, что это плюсы - пусть не благодаря, а вопреки нынешней ситуации.

Поэтому возрождение Ил-96, Ту-214 и особенно их производство из отечественных деталей - если мы это вытянем (я надеюсь, что должны вытянуть), то это, несомненно, шаг вперед. Жалко, что только всё приходится делать в авральных условиях. Почему я говорю, что это лучше было бы сделать раньше? Тогда всё можно было сделать спокойнее и мягче. Но у нас разные ведомства, которые за это отвечают: Минпромторг, Минэкономразвития и все остальное. Тогда или вообще этому не уделяли внимание, или всё сдвигали сроки «вправо», как они любят говорить. А сейчас прозрели. Слава Богу! Единственное, смогут ли те люди, которые тогда это не видели, а сейчас прозрели, выполнить те задачи, которые перед нами стоят? Будем надеяться, что Мишустин сказал, что дело идет.

Плюс ко всему, я видел заключение договоров с белорусами по поводу станкостроения – то, что нам очень нужно. Станки, оборудование - это то, чего не хватает для производства. Но есть вопросы к тому, складывается ли это в большую комплексную многоуровневую стратегию, или это пока отдельные проекты? Грубо говоря, точечно латаем аврально дыры там, где необходимо в первую очередь. Пока, на мой взгляд, именно это происходит. И всё равно это попытка все делать рыночными или полурыночными методами, к которым тоже есть вопросы. Посмотрим. Будем надеяться, что это выльется в более гармоничную стратегию. В чем она должна заключаться? В том, что любые средства хороши для возрождения российского производства; или создания с нуля; или возрождения там, где оно было. Ил-96, Ту-214 – это как раз возрождение. На это и будем ориентироваться.