Найти в Дзене
Евгений и Дарья Олейники

А справочка есть? Почему никак не удается уйти от бумагооборота

Оглавление

В комментариях мне иногда пишут: мол, слишком уж позитивно вы рассказываете о Беларуси, мало критики. На самом деле рассказываю как есть, как вижу и понимаю. И критикую, если есть за что. Об этом и пост ниже.

В последнее время мне довелось побегать по кабинетам чиновников, оформляя разные справки для получения на работе положенных выплат в связи с рождением ребенка. Список дали на работе. Глянул на него – и понял, на что потрачу большую часть отпуска. Разные справки, копии, заявления... набралось свыше 10 пунктов. Справка оттуда, справка отсюда... Большинство бумаг я могу получить сам, но для получения некоторых нужно присутствие супруги.

Сами понимаете, каково это – ходить с женой и грудным ребенком по кабинетам.

Первый шаг для получения пособия – получение свидетельства о рождении ребенка. За этим – в ЗАГС.
Первый шаг для получения пособия – получение свидетельства о рождении ребенка. За этим – в ЗАГС.
Для информации: в Беларуси в связи с рождением ребенка выплачивают единоразово около 3500 белорусских рублей (при рождении второго – 5000 рублей), также ежемесячно на протяжении трех лет платят пособие около 700 рублей. Чтобы перевести на российские деньги, умножайте на 30. То есть каждый месяц платят порядка 21 тыс. рос.
Если предприятие малое, пособия выплачиваются из госбюджета, если нет – из бюджета предприятия. В первом случае справок нужно гораздо меньше, там все очень быстро делается. Во втором случае да, придется побегать по кабинетам.

И такой бумагооборот – в стране, имеющей свою "Силиконовую долину", с развитым IT-cектором.

Зачем бумажная копия?

Если вдуматься: какая такая насущная необходимость существует в том, чтобы делать бумажные копии всех паспортов, ВНЖ, свидетельств (речь не только про пакет документов для пособия, но и в целом – ведь много где требуют)? Почему нужно тратить время и деньги на распечатки, неужели нельзя наладить систему так, чтобы эти копии можно было принимать дистанционно?

За справкой о том, что жена не стоит на учете как безработная, пришлось ехать в службу занятости по месту жительства, за справкой о том, что жена не является ИП, поехали в Администрацию района.

Почему нельзя наладить автоматическое получение всей этой "бумаги" по запросу предприятия?

В службе занятости.
В службе занятости.

Качество жизни – это ведь не только о продуктах, безопасности, здравоохранении. Это еще и об экономии времени и сил человека, которые он мог бы потратить на что-то по настоящему важное, ребенка, например.

Аренда

Я пишу о том, с чем сталкиваюсь лично. Вот другой пример – процедура заключения договора об аренде жилья. Государство говорит: "Пожалуйста, снимайте жилье официально, с уплатой налогов". Я отвечаю: "Нет проблем. Давайте все делать по закону, но скажите, почему для этого нужно потратить столько сил?!"

Процесс съема жилья в Беларуси – если делать правильно – предполагает совместную поездку арендателя и арендодатора в расчетно-справочный центр (РСЦ) по месту жительства, стояние в очереди, заполнение (от руки!) трех экземпляров договора (доходит до того, что нельзя заполнить один договор и его просто размножить), заявления... Хорошо хоть налоговую автоматически извещают, не надо потом еще туда ехать.

Складывается ощущение, что с оптимизацией все этих процессов нарочно не торопятся, чтобы продолжать трудоустраивать некоторых чиновников. Не могу поверить в отсутствие технической возможности все сделать как надо.

Есть, конечно, и позитивные примеры. Например, еще лет 10 назад я, чтобы уплатить налоги, ехал в налоговую по месту жительства, заполнял декларацию от руки. Сегодня декларация заполняется автоматически, мне остается только проверить правильность сведений в личном кабинете и нажать "отправить". И уплатить налоги можно в пару кликов не откладывая телефон.

Почему в некоторых других сферах работает не так?

Добавлю еще ложку меда. В большинство кабинетов мне удалось попасть практически сразу, очереди везде были минимальными (исключая РСЦ – там как когда). Например, приехал в службу занятости, взял талончик – сразу пошел к сотруднику.

И на том спасибо. Но вообще странно заниматься всей этой беготней по кабинетам в XXI веке.