Что и когда должен уметь делать ребенок?
В этой статье подробно разберемся в нормах моторного развития ребенка от рождения до полутора лет и ответим на вопросы, что и когда должен уметь делать ребенок в определенном возрасте. А также разберемся, как не пропустить явные проблемы в моторном развитии и на что стоит обращать внимание.
Прежде чем мы начнем, хотим особо подчеркнуть, что каждый ребёнок развивается по своему плану, иногда выходя за табличные нормы. Таблички — просто ориентир, а не точная карта, которой нужно слепо следовать.
Нормы моторного развития по возрастам:
2-6 недель:
Слежение за предметом
Любое движение начинается со взгляда, фиксация взора помогает выравнивать глаза на горизонт в каждом навыке.
3-5,5 месяцев:
Переворот на живот
- начинается с поворота головы вслед за зрительным стимулом,
- далее за головой доворачивается таз и происходит сгибание бока.
При этом незрелый поворот без прохождения боковой позиции помешает дальнейшим навыкам.
Опора на одну руку
- При повороте головы в положении лёжа на животе.
- Благодаря опоре на одну руку ребёнок входит в стартовую позицию для перемещения вперёд.
Именно ее отсутствие способствует пропуску ползания по-пластунски.
5-7 месяцев:
Ползание по-пластунски
Пропуск этого этапа в будущем может отразиться на шаге. В ползании происходит толчок стопой, которого нет в четвереньках, и бОльшее включение мышц спины.
5,5-8 месяцев:
Четвереньки и выход в сед⠀
Четвереньки не означают скорое ползание, а предшествует сидению. Именно из этого положения ребенок сначала садится с опорой на руку, а в дальнейшем переносит центр тяжести и сидит с прямой спиной.
7-10 месяцев:
Ползание на четвереньках
Если у ребёнка хорошее ползание по-пластунски, то переход на ползание на четвереньках можно ждать до 9-10 месяцев.
Подъем у опоры⠀
- Сначала подъем у опоры может иметь незрелую форму, когда ребенок больше подтягивает себя руками и поднимается с двух ног сразу.
- Хороший подъем начинается всегда с одной ноги, обязательно следите за чередованием ног.
8-11 месяцев:
Ходьба у опоры
Отследите зрелость этапа: иногда бывает «перекрестный» шаг, с которым необходимо работать. Стоит стимулировать ребёнка на переход от опоры к опоре, это поможет сделать первый шаг.
11-14 (по ВОЗ до 18) месяцев:
Самостоятельный шаг
К ходьбе ребенок «идёт» первый год жизни, собирая составляющие шага воедино. И именно для совершенства этого этапа важно корректировать все предыдущие.
Как вовремя увидеть явные проблемы в развитии ребенка
Симметрия
С самых первых дней ребёнка визуально оценивайте симметричность движения: слежение за предметом, поворот головы, одинаковое количество и амплитуду сгибания/разгибания в суставах рук и ног.
Тонус
Важно отслеживать тонус во всех плоскостях движения, но часто это трудно сделать без помощи специалиста.
Сроки появления навыков и их симметричность
- слежение за предметом влево и вправо в равной степени;
- возможность тянуться к предмету и брать его обеими руками;
- нет «любимой» стороны при повороте на живот и спину;
- при ползании мы должны наблюдать симметричное движение рук и ног, сгибание боков, поворот таза;
- возможность подниматься у поверхности с обеих ног и шагать вдоль опоры в обе стороны;
- симметричность движений в шаге.
С чем обязательно нужно работать:
- любые признаки асимметрии;
- привычный поворот или наклон головы;
- поза «банан»;
- переворот на живот или спину только через одну сторону;
- асимметричное ползание по-пластунски (раненый солдат) и на четвереньках;
- сидение с круглой спиной или в W-позиции;
- деформации нижней конечности/стоп: вальгус, варус, косолапие, плоскостопие;
- ходьба на носочках;
- нарушения осанки.
Сверяйтесь с указанными контрольными точками по мере роста ребенка – это поможет не пропустить проблему и вовремя ее скорректировать. Больше об уходе за ребенком и нормах его развития мы подробно рассказываем в наших курсах и лекциях, а также на личных консультациях.