Не раз писал о том, как важно воздать по заслугам - пусть и посмертно - тем, кто по праву заслужил, но был неосновательно обделен звездой Героя.
Хорошо известно, что с 1 сентября 1943 года, в соответствии с новым Положением о наградах для личного состава ВВС Красной Армии, в истребительной авиации командование было обязано представлять к Золотой Звезде «за 10 лично сбитых самолетов-бомбардировщиков (разведчиков) или за 15 лично сбитых самолетов других типов».
Между тем, не все воздушные асы, сбившие по 15 и более самолетов врага лично, были удостоены геройских званий. Хотя эти победы задокументированы и не вызывают сомнений у самых авторитетных историков и исследователей.
Списки этих легендарных летчиков тоже известны. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
Сегодня более подробно расскажу лишь об одном летчике из длинного списка не награжденных Золотыми Звездами.
Его имя - Кузнецов Иван Гаврилович. В самом конце войны, лишь за одну неделю - с 16 по 23 апреля 1945 года - старший лейтенант Кузнецов сбил в воздушных боях 10 вражеских истребителей ФВ-190. А всего на его боевом счету 212 боевых вылетов, 23 лично сбитых в воздушных боях самолётов противника и 3 в составе группы. По другим данным - 26+5. И есть основания полагать, что эти цифры более точные, так как, весьма вероятно, причина непредставления Кузнецова к геройскому званию была как то связана с обострившимися, натянутыми отношениями, сложившимися у него с командованием авиаполка и, возможно, вышестоящим командованием.
Иван Кузнецов родился 24 марта 1918 года в селе Медяно Пильненского района Горьковской области. В РККА - с сентября 1939 года. После окончания военной авиационной школы лётчиков проходил службу в составе 48-го истребительного авиаполка. На фронте - с апреля 1943 года в составе 43-го ИАП 278-й истребительной авиадивизии. Летал на "Яках".
Косвенные данные, на основании которых можно судить о причинах непредставления Кузнецова к званию Героя Советского Союза, имеются в наградном листе, подписанном 8 мая 1945 года командиром полка подполковником А.А. Дорошенковым.
Есть в этом документе одна фраза, которая, по мнению того, кто ее вписал, должна свидетельствовать и объяснять - почему Кузнецов представляется к ордену Красного Знамени, а не к Золотой Звезде:
«…В боях ведет себя храбро и настойчиво, вступая в бой с численно превосходящим противником. Личным примером воспитывает подчиненный личный состав. Отличный разведчик – неоднократно летал в дальнюю разведку на территорию противника, добывая ценные данные.
Были случаи выпивки, но за последние два месяца выпивок не наблюдалось...".
С такой оценкой согласились командир 278-й истребительной авиадивизии полковник К.Д. Орлов и командир 3-го истребительного авиакорпуса генерал-лейтенант Е.Я. Савицкий, о чем свидетельствуют их резолюции.
К сказанному надо добавить, что Савицкий ревниво относился к успехам своих подчиненных. Кажется, в его авиакорпусе две Звезды было только у него самого. Ветераны вспоминали историю с летчиком-асом Александром Ситковским, которому Савицкий заявил: "Пока я жив, ты у меня дважды Героем не станешь" (о нем расскажу в следующий раз).
У Ситковского много общего с Кузнецовым. Воевать начали в апреле 1943 года. Били врага в составе одной авиадивизии. По количеству одержанных побед шли нога в ногу. В последние дни войны сбили по десятку вражеских самолетов каждый. Но Кузнецов в отличие от Ситковского героем так и не стал.
Леонид Игнатенко в своем исследовании обоснованно написал, что представление, подписанное командиром полка в канун Победы, должно было подвести закономерный итог боевой деятельности Ивана Кузнецова в войне и объективно оценить его заслуги, которые уже "значительно превысили требования, предъявляемые к представлению на звание Героя Советского Союза, и вплотную приблизились к «нормативам» дважды Героя Советского Союза (с 1943 г. – 30 самолетов, сбитых лично)".
Награды И.Г. Кузнецова: 3 ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Отечественной войны 2-й степени и медали.
После войны гвардии майор И.Г. Кузнецов продолжал служить в ВВС. 17 марта 1953 года он погиб в автомобильной катастрофе.