Начнём с ответа на второй вопрос:
ЗАЧЕМ УЧИТЬ АЛФАВИТ?
Некоторые дети приходят на мои занятия со знанием алфавита. Они бодро и гордо перечисляют: А, Бэ, Вэ… и так далее.
А родители недоумевают:
-Все буквы знает, а читать никак не научится.
А ребёнку сложно сложить в слог его выученное «Бэ» и «А», у него ведь не «БА» получается, а «БэА». Он так выучил.
Часто родители, желая заинтересовать ребёнка, покупают самый навороченный алфавит, в котором есть и заглавные, и строчные буквы, картинки к ним и озвучивание буквы, музыка и даже стихи на каждую букву.
Если ребёнка вместе со знаком, обозначающим звук «А» будет в голове арбуз, а со звуком «Б» - барабан, то ему еще нужно думать, как сложить в слог барабан с арбузом.
Для того чтобы научить ребёнка читать , учить алфавит НЕ НУЖНО.
Учить нужно только звуки. Значит, берём максимально лаконичный алфавит, в котором только одна буква, без строчной и без картинки и уж точно без озвучивания. Важно, чтобы гласные буквы визуально отличались от согласных. Гласные красным цветом, а согласные чёрным. Позже они разделятся на синие и зелёные, которые будут обозначать твёрдый и мягкий звук.
А пока оставляем только 33 символа, без лишних знаков.
Ещё один важный момент. Нужно убедиться, что у ребёнка нет нарушений речи. Важно, чтобы ребёнок мог произнести все звуки, которые ему предстоит называть: Р, мягкая и твёрдая Л, шипящие и свистящие.
Есть сомнения? Сначала к логопеду.
И вот когда у вас есть «правильный» алфавит, а у ребёнка нет нарушений речи, можно начинать учить.
Алфавит можно повесить на видном месте и каждый день, проходя мимо, называть звуки, показывая на соответствующую букву. Можно по порядку, а можно вразброс.
Называем только звуки: Б, П, Д, А, О. (Бэ, Пэ, Дэ).
Не обязательно запоминать последовательность, важно чтобы у ребёнка в голове сложился символ, обозначающий звук и его звучание. Выделяйте голосом гласные и согласные. Придумывайте сюжет, чтобы изучение алфавита превратилось игру, а не в повинность.
Каждую букву отдельно мы тоже, конечно, будем учить, но работать в целом со всем алфавитом тоже очень важно.
А как же последовательность?
Последовательность тоже нужна. Это пригодится для работы со словарями, справочниками и оглавлением. А для обучения чтению это точно не пригодится. И названия букв для обучения чтению тоже не нужны.
Удачи!