В последние дни много говорят и пишут о том, какой мастер-класс показал президент Турции в части геополитического маневра, добиваясь тем самым своих политических целей и выводя страну на новый геополитический уровень. Прием Швеции в НАТО Реджеп Тайип Эрдоган связал со вступлением Турции в Европейский союз, томящейся близ крыльца объединения с 1999-го в качестве кандидата и ведущей бесконечные переговоры о вступлении с 2005 года.
В политической мудрости турецкому лидеру не откажешь. Умение ждать подходящего момента и молниеносно его использовать дано далеко не всем. Эрдоган, кажется, дождался и использовал.
Еще 10 июля в Вильнюсе прошли успешные трехсторонние переговоры между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, премьер-министром Швеции Ульфом Кристерссоном и генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. По их итогам президент Турции направит протокол о присоединении Швеции к альянсу на ратификацию в парламент, который предусмотрительно не ушел на каникулы с 1 июля. Швеция, со своей стороны, обязалась поддержать Турцию в процессе вступления в Евросоюз.
Новости для двух государств обнадеживающие. Партнеры заждались Швецию в НАТО, а Турция, являясь на самом деле сильным геополитическим игроком, сможет серьезно усилить собой ЕС. Достаточно вспомнить, что страна с населением в 70 млн человек обладает второй по численности армией в НАТО и одной из наиболее боеспособных на данный момент в Европе, уступая разве что российской. Турция также имеет вес в арабском мире, в Центральной Азии и Черноморском регионе. Все это, не говоря о других преимуществах Турции, сделает, в случае ее вступления, сильнее Евросоюз. Последний сможет играть более весомую роль в геополитике, которая заметно усилится с вступлением в ЕС Турции.
Поэтому не удивительно, что председатель Европейского Совета Шарль Мишель положительно оценил свою встречу с Эрдоганом на полях саммита НАТО в Вильнюсе, во время которой были озвучены меры по активизации взаимодействия между ЕС и Турцией, среди которых есть поручение Еврокомиссии предоставить план перспективного сотрудничества в этом направлении.
Найдут ли заявления, сделанные в Вильнюсе, практическое наполнение?
Вопрос спорный. В первую очередь, потому, что Евросоюзу, а точнее, ее флагманам (Германии и Франции) и чиновникам в Брюсселе достаточно «возмутителя спокойствия» в образе Виктора Орбана, а тут еще появится Реджеп Эрдоган, который будет вступать в дискуссию по любому поводу. Официальная Анкара не поддержала санкции в отношении России, не поддержит их и после гипотетического вступления в ЕС, что не поспособствует «общеевропейской солидарности». В подобной ситуации решения внутри Евросоюза будут приниматься с еще большими пробуксовками, чем сейчас.
С другой стороны, Европейский союз, если желает освободиться от своего американского патрона, должен быть просто счастлив, заполучив Турцию в свои ряды. Присутствие ее с достаточно сильной экономикой, временно ослабленной из-за кризиса, в составе Евросоюза позволит со временем вывести европейские страны из-под влияния США.
А еще Турция является важным посредником в ближневосточном урегулировании, сдерживании Ирана, не говоря о доступе Европы к среднеазиатской и арабской нефти. Опыт Турции может быть использован для дипломатического посредничества и урегулирования конфликтов, а также внутреннего диалога христианского большинства в ЕС с мусульманским меньшинством.
В Турции понимают нереальность своих амбициозных планов из-за придуманных претензий к Анкаре со стороны чиновников из Брюсселя, которые давно известны. Но даже, если ее продолжат держать за дверями Евросоюза, Эрдоган извлечет для себя политическую выгоду: ему окажут поддержку проевропейски настроенные люди из народа, что особенно важно для президента, собирающегося отобрать у оппозиции муниципалитеты Стамбула, Анкары и Измира на предстоящих в следующем году выборах.
Два десятилетия Эрдогана у власти показывают, что он пустых заявлений не делает и умеет ждать. Если не сам, то его преемник введет страну в ЕС. Конечно, если это будет актуально для Турции на тот момент.
Автор статьи: Александр Черный.