Найти тему

«Кто виноват» и «что делать?»

Как часто вы слышите эти вопросы на своем предприятии? Если чаще слышите второй вопрос – могу вас только поздравить. Вопрос «что делать» - является самым эффективным. Так как изначально нацелен на решение проблемы.

Но почему-то, очень часто в коллективах все же любят спрашивать «кто виноват?». Этот вопрос не только бесполезен, но и крайне деструктивен.

Психологи отмечают тот факт, что наличие постоянного «козла отпущения» (личности, являющейся ответом на данный вопрос) говорят о плохом уровне взаимоотношений в коллективе.

Если говорить об управлении, то наличие регулярного «козла отпущения», говорит о том, что в организации принято систематически не решать проблемы, а находить виновных. Тем самым, происходит накопление ошибок, и рано или поздно, накопленное количество ошибок может привести к печальным последствиям. Или даже стать фатальным.

Вот почему вопрос «кто виноват?» так деструктивен. Он не только не дает возможности найти корень проблемы, но и позволяет систематически избегать поиска их решений.

Вопросы «почему так произошло?» и «что делать чтобы это не повторилось?» позволяют взглянуть «правде в лицо». И лишь эти вопросы позволяют найти корень проблемы.

Есть такая техника – «пять почему». Она используется для получения причинно-следственных связей, лежащих в основе проблемы. Каждое последующее «почему?» задается к ответам на предыдущий вопрос. Это позволяет найти настоящий корень проблемы.

Техника принадлежит японскому изобретателю Сакити Тоёда и впервые была использована в компании «Тойота». На современных тренингах ее часто используют для поиска решения проблем.

Вопрос «кто виноват?» можно задавать сколь угодно раз – он не даст ответа, а лишь уведет от решения проблемы. А в коллективе создаст ситуацию, в которой позволит одним считать себя ущемленными, а другим даст возможность увиливать от решения, «скидывая» ошибки на других.