У каждого человека есть что-то, что зажигает искорки в его глазах. Для кого-то это домашний питомец, для кого-то приготовление пищи, у каждого своё.
У меня есть друг, который зажигается при виде автомобилей. "Вот мне скажут :" На тебе женщину самую красивую, умную, весёлую. Всё для тебя сделает. Или можешь сесть за руль новой марки автомобиля, поводить". Я автомобиль выберу."
Есть подруга, которая живёт в крайне стеснённых бытовых условиях, потому что все деньги тратит на путешествия. " Если я несколько раз в год куда-нибудь не съезжу, я болею,"- поясняет она мне, пакуя чемодан в своей крохотной, никогда не знавшей ремонта, микроквартирке, собираясь в поездку в Китай.
Я же загораюсь, когда вижу окна Фальконе, или Фальконье, правильно и так и эдак. Не знаю, но почему-то переливы солнечного цвета в разноцветных стеклопакетах зажигают разноцветные искорки в моей душе.
Однажды моя московская подруга, гуляя по столице, прислала фотографию роскошного окна здания в центре Москвы. Так я впервые узнала о существовании окон Фальконе. Залезла в интернет и выяснилось, что это чудо эпохи модерн производили на моей родине - в Саратовской области.
Французский архитектор Густав Фальконье (1845-1913), был в большей степени политиком, чем строителем. Архитектура света была, скорее его хобби, занимавшим время, свободное от управлением родным округом Ньон, который он возглавлял в течение 34 лет.
Густав Фальконье первым придумал стеклопакеты - стеклянные кирпичи, воздух внутри которых являлся прекрасным тепло- и звуко- изолятором.
Ради собственного удовольствия перфект округа экспериментировал в своей домашней лаборатории, играя с формой, размером и цветом стеклянных кирпичей. В итоге самыми удачными оказались блоки N 7,8,9, которые были запатентованы мастером.
В 1893 г на международной выставке в Чикаго стенд Швейцарии был представлен павильоном в виде полусферы, целиком построенной из разноцветных стеклянных кирпичей. Сияющее, подобно россыпи драгоценных камней, здание чрезвычайно понравилось публике, и с этого момента окна Фальконе начали свое триумфальное шествие по миру.
Париж буквально заболел Фальконье. Церкви, общественные и жилые здания украшались разноцветными окнами. Очень быстро мода пришла в Россию, и окна Фальконье появляются в Москве и Санкт-Петербурге.
Стеклодувы выдували стеклянные шары и помешали их в деревянные формы. Цвет зависел от примесей в стекле. Обожаемый мною аметистовый достигался добавлением марганца, синий - меди, белый и зелёный получались сами по себе, в зависимости от качества песка, а вот самыми дорогими были красные кирпичи, для их приготовления использовалось золото. Кстати, рубиновые звёзды на Кремле сделаны по той же технологии - стекло с добавлением золота.
Производство блоков было штучным, а следовательно, очень дорогим. Только самые богатые люди могли позволить себе так роскошно украсить свой дом.
Саратов на рубеже 19-20 вв являлся третьим по населению и богатству городом Российской империи. И здесь, в селе Хватовка на стекольном заводе Дмитрия Анатольевича Нессельроде открывается производство сияющих блоков.
Немного отступлю от повествования и похвастаюсь, что министр иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде, 40 лет, при трёх царях, руководивший министерством иностранных дел, был родным дедом того самого Саратовского стекольного короля.
Итак, город богатый, производство рядом, отчего же не украсить свой дом таким великолепием! И дома самых богатых жителей города - мукомолов Рейнеке, Шмидтов, врачей- травников братьев Соколовых, доктора по внутренним болезням Раушенбаха, украшаются драгоценными окнами.
Когда я заболела Фальконье, я облазила весь исторический центр Саратова и нашла 13 таких окон. 4 из них принадлежали врачам. Это говорит о многом. О благосостоянии докторов, об их художественном вкусе.
Жаль только, что окна Саратова находятся в ужасающем состоянии. Грязные и разбитые шедевры мировой архитектуры.
В 1913 году умирает Густав Фальконье. Начинается 1 мировая война, рабочие руки уходят на фронт. Конструктивизм вытесняет модерн. Уходят в прошлое невозможно прекрасные окна Фальконье.
В начале июля я посетила Москву. В эти дни, с мая по август в музее архитектуры имени Щусева, в двух шагах от Кремля, в павильоне "Руина" проводится выставка "Фальконье. Архитектура света". Уже в июне билеты на выставку были распроданы по 20 июля.
Но разве можно остановить бегущего бизона, поющего Кобзона или одержимого разноцветными стеклышками доктора? Я умолила пропустить меня на эту выставку, и это был, пожалуй, один из лучших дней моей жизни.
А вы проходили когда-нибудь туда, на что закончились билеты? А что зажигает искорки в ваших глазах?