Друзья, делюсь любопытной августовской газетной заметкой 1948 года из «Вечерней Москвы». Взгляните!
Фроловский В. Старая и Новая Гжель // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1948. – № 200 (7482), 24 августа. – С. 4.
В этом году исполняется двухсотлетие русского фарфора. В 1748 году талантливый учёный Дмитрий Виноградов выполнил первое замечательное художественное произведение из русского фарфора – оригинальную, изумительную по красоте шкатулку.
С этого момента иностранцы, кичившиеся тем, что они обладают секретами «нежного, как молоко, и изящного, как хрусталь», фарфора, уже могли не сомневаться в блестящей будущности русского фарфора.
Имя Дмитрия Виноградова, близкого друга гениального Ломоносова, неслучайно привлекает сейчас большое внимание. За последнее время обнаружены и исследованы новые материалы, свидетельствующие об огромном вкладе этого малоизвестного до революции русского учёного в сокровище отечественной науки, искусства, техники.
Из каких же материалов создал Виноградов свою прославленную шкатулку и другие произведения, восхищавшие всех, кто их видел? Из глин, находившихся вблизи местечка Гжель, в Подмосковье.
… XVII век. Представим себе картину, подобную тем, какие любил воспроизводить замечательный художник-этнограф старой Москвы Аполлинарий Васнецов. Яркая, пёстрая, разнородная толпа наполняет Китай-город. То тут, то здесь виднеются лавки с грудами товаров. Кричат продавцы, зазывая покупателей. Вот перед нами громадные пузатые горшки, глиняные миски, расписанные хитро и затейливо, забавные игрушки.
Бойко идёт торговля у гжельских мастеров. Им повезло: немало чудесной глины возле их деревень, и были бы лишь умелые руки, чтобы позатейливей смастерить изделия, прочностью которых не нахвалятся хозяйки.
...Виноградов не раз слыхал о чудесных глинах близ Гжели и специально поехал туда. Его терпеливые поиски оказались успешными. Открывавшийся в Петербурге фарфоровый завод мог работать на отечественном сырье: качество глин, уже прославленных ранее гончарными изделиями XVII века, было действительно отличное.
… Вряд-ли что осталось в районе современной Гжели от старинных разработок глин в XVIII веке. Мало следов осталось и от предприятия Маркина, находившегося здесь до Великого Октября. Тут возвышались угрюмые постройки. Тяжелый ручной труд в дневные и ночные часы, беспощадная эксплуатация изнуряли рабочих. Многие совсем обнищали и целыми семьями переселялись в Москву в надежде не лучший заработок. Населяли находящийся недалеко от Андроньева монастыря тихий, маленький Гжельский переулок.
А между тем испокон веков старые гжельские мастера, как и кустари других местностей, имели свой стиль в раскраске и форме изделий. Кто не знает посуду и изразцы, украшенные причудливыми, характерными, как правило, синими цветами? Это и есть исконный гжельский стиль.
Распространению прекрасных, привлекающих белоснежным оттенком и красивым орнаментом гжельских изделий мы обязаны здешним механизированным-артелям. О предприятии Маркина лишь изредка недобрым словом помянут старики. Электрический свет заливает новые корпуса фарфорового завода.
150 человек рабочих, занятых здесь на производстве, – не такое уж большое число. Но если учесть, что большинство их опытные, умелые мастера своего тонкого и капризного дела, то это число не покажется уже столь малым. И в самом деле: в месяц изготовляется около ста тысяч предметов разнообразнейшей продукции. Вазы, бокалы, статуэтки, пепельницы, молочники,– чего только не выпускает завод! И на всём лежит отпечаток незаурядного художественного вкуса и что очень ценно,– черты своеобразного гжельского стиля.
Ярко проявляется творческая инициатива лучших людей завода. Они выполняют интересную задачу. Сохраняя в основном прославленный старый гжельский стиль росписи и формы, они разнообразят его, улучшают. Таковы, например, самоучка-скульптор Денисов, придумавший новые формы посуды, и мастер росписи Дунашова, занимавшаяся в Московском институте художественной промышленности.
Не менее интересны в районе Гжели и другие предприятия – артели «Гжельский гончар» (изготовляет красивые печные изразцы), «Красный фарфорист» (делает игрушки). Артели «Гжельский гончар» Управления промкооперации Московской области должно помочь в обеспечении некоторыми химикатами. Тогда артель могла бы изготовлять не только изразцы, но и красивые печные подцоколи, фигурные карнизы и т. п.
В связи с развитием советской художественной промышленности большую будущность имеет русский фарфор. Следует всемерно содействовать творческой деятельности замечательных гжельских мастеров, сохранивших и обогативших искусство своих прославленных дедов.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив