12 июля в народе чествовали святых Петра и Павла, которые на Руси воспринимались как парные герои подобно Кузьме и Демьяну или Флору и Лавру. С Петрова дня начиналась пора летних свадеб и подготовка к сенокосу.
Апостол Петр на Руси был одним из наиболее почитаемых святых, а в паре с Павлом выступал как младший и добрый брат (хотя в действительности апостолы в кровном родстве не состояли). Святой Петр считался хранителем ключей от рая и наравне с святым Николаем одним из самых надежных заступников крестьянина. В нем видели подателя дождей, необходимых для богатого урожая. Очевидно, после крещения Руси святой позаимствовал некоторые черты Перуна.
Кстати, в Закарпатье, среди поляков (особенно на юго-востоке страны) и западных украинцев бытовало интересное поверье о том, что в этот день обновляется райский чертог. Причем молнии сравнивались с топорами, а работами руководил как раз святой Петр.
Прежде всего, Петров день отмечали рыбаки, так как святой Петр был покровителем этого промысла. Особенно широко праздник отмечался в речных и озерных областях, где он начинался с торжественного молебна. Там было принято ставить перед иконой святого Петра большую мирскую свечу, деньги на которую собирали всем миром, то есть общиной. Рыбаки молились о богатом улове, о целых сетях и просили защиты от бури. А рыбопромышленники устраивали пир для рыбаков и обмывали новые договоры. К этому же дню рыболовы и промышленники приурочивали расчеты по весеннему лову и сделки на летнюю рыбалку с установлением платы и норм выработки с ватаги.
Интересно, что Петров пост при этом далеко не везде встречал одобрение. Например, крестьяне Вологодской губернии говорили, что пост был выдуман священниками и женщинами: «Первые для того, чтобы собирать «петровскую дань» (то есть сметану, яйца и масло), а вторые — с целью накопить масла и яиц». Однако в других губерниях он соблюдался строго. В Калужской губернии старались проводить этот день с семьей, а остатки праздничного ужина не убирали со стола, а оставляли для духов предков, которые навещали свою родню в Петров день. Иногда устраивалось и общее деревенское застолье.
В Петров день было принято угощать дальнюю родню, которая приезжала с визитами. Поэтому к празднику заранее запасались снедью и водкой. На стол старались поставить кашу из проса, потому что «если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку». При этом в выпивке и посиделках обычно участвовали семейные люди и старики.
На севере, в Вологодской губернии, было принято взаимное угощение зятя и тещи. Зять дарил сладости, а теща преподносила свежий сыр. В Тульской губернии родители замужней дочери приглашали на ужин своих сватов, родителей зятя. Такое застолье называлось отводным. В степных областях крестные навещали своих крестников и дарили им пшеничные пироги.
В Вологодской и Архангельской губернии также распространена легенда о том, что в старину святой Петр посылал людям оленя, который сам приходил к людям из леса. Его разделывали и устраивали пир на всю округу. Но когда чаша грехов человеческих переполнилась, апостол перестал жаловать людей оленем, так что его в итоге заменили на быка. Позже от ритуального закалывания животного на глазах у всего деревенского люда и вовсе отказались. Любопытное совпадение, ведь сербы верили, что святой Петр ездит по небу верхом на олене с золотыми рогами.
Молодежь собиралась в полях еще с вечера и караулила солнце, которое в Петров день играло и переливалось. Отсюда и поговорка: «На Петров день и солнышко играет». Кроме того, парни и девушки таким образом отгоняли от посевов беспокойных русалок-шатунов, которые не успели вернуться в свои тихие речные угодья к 8 июля и становились особенно опасными. Девушки плели венки и вешали их на березах, дереве русалок. В южных губерниях русалки покидали землю именно в Петров день, а напоследок старались напакостить.
Кстати, в Тульской губернии солнце караулили поселяне всех возрастов. В ожидании рассвета они собирались на холмах, разводили костры и пели песни. Восходящее играющее солнце приветствовали радостными возгласами, а молодежь начинала петь песни.
В Пензенской и Симбирской губерниях в Петров день хоронили Кострому. Ее изображала деревенская девушка, которую с песнями на доске несли к реке и купали. В некоторых уездах девушку заменяла кукла из соломы в сарафане. На берегу реки или озера молодежь разбивалась на две группы, и одна отбивала куклу у другой. В конце концов нападающие отнимали Кострому и бросали в воду, а защитники оплакивали ее. Нетрудно увидеть в этом обряде забытый языческий ритуал, связанный с типичными для земледельческой культуры умирающими и воскресающими божествами.
В Тамбовской губернии верили, что купание в Петров день избавляет от блудной страсти и очищает от греха прелюбодеяния.
Кроме того, Петров день был обычной датой для уплаты различных пошлин и указанных судом сроков. Также с XVI века устраивались сельские ярмарки — Петровские торги.
Жители Тулы красили яйца в желтый цвет и продавали их на гуляньях и ярмарках. В городах устраивались Петровские гулянья с качелями, хороводами и играми. Причем на качелях парни и девушки катались вместе. Об этом говорили так:
«Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!»
«Петровы качели — девичье веселье!»
«На Петров день качались, к Покрову свадьбу-радость справили!»
Также играли в угадывание. Парни закрывали лица масками или платками, а девушки должны были правильно назвать его имя. Если девушка отгадает, то скоро выйдет замуж. А пожилые люди в Петров день старались умыться родниковой водой (особенно из трех ключей), чтобы поправить здоровье.
Немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Русское царство, писал об этом так:
«У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника странное игрище. Хотя они строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни и, схватясь одна с другой руками, водят круги, или пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами».
Считалось, что с Петрова дня птицы замолкают: «На Петров день и кукушка подавится ватрушкой!». Кстати, в некоторых губерниях женщины действительно пекли творожные ватрушки с яйцами и раздавали их детям и старикам. В Тульской губернии говорили, что с этого дня перестают петь соловьи. Также с Петрова дня деревья начинали терять первые листья: «Прошла Петровка — опало по листу, прошел Илья — опало два».
Разумеется, в Петров день наблюдали за погодой. Дождь предвещал мокрый сенокос. Но если в течение дня дождливая погода перебивалась солнечной, то это было верным признаком обильного урожая: «На святого Петра дождь — урожай худой, два дождя — хороший, три — богатый». Ясная погода предсказывала удачный год.