Найти тему
Гатчинский дворец

Императорские светописцы

В День фотографа рассказываем о тех, благодаря кому мы сегодня можем видеть неформальную сторону жизни семьи Александра III и теплый семейный круг в «Милой Гатчине».

В мае 1881 года, через месяц после переезда в Гатчину, Александр III получил в дар «Альбом фотографических видов города Гатчино» и три акварельных рисунка от Сергея Ивановича Кудрявцева, владельца фотоателье на Соборной улице и учителя рисования Императорского Гатчинского Николаевского сиротского института.

На заре эпохи фотографии ею в основном занимались люди, профессионально связанные с искусством. Даже сам термин «светопись» указывал на родство с живописью. Кудрявцев закончил московское Строгановское училище и с детства талантливо рисовал.

Фотографирование на природе было непростым делом и требовало серьезной подготовки. Фотограф выезжал на место со светонепроницаемой палаткой и вспомогательными материалами – тяжелыми стеклянными пластинами для негативов и химическими реагентами. В 1870-е годы Кудрявцев создал серию снимков в Дворцовом парке, а также первым сделал панорамные съемки Гатчины, забравшись на башню недавно построенного Полицейского управления.

Вид на Гатчинский дворец и грот Эхо. Альбом С. И. Кудрявцева. 1870-1880-е.
Вид на Гатчинский дворец и грот Эхо. Альбом С. И. Кудрявцева. 1870-1880-е.

Именно Кудрявцевым был сделан один из самых известных снимков царской семьи, на котором император Александр III, его супруга императрица Мария Федоровна и дети – Николай, Георгий, Ксения и Михаил – сидят в лодке на Белом озере. О доверии к фотографу говорило то, что императорская семья была снята вне ателье, в неформальной обстановке.

Цесаревич Николай, великая княжна Ксения, императрица Мария Федоровна, император Александр III, великий князь Георгий и великий князь Михаил на лодке в Гатчинском парке. Фотограф С.И. Кудрявцев. Середина 1880-х. ГАРФ
Цесаревич Николай, великая княжна Ксения, императрица Мария Федоровна, император Александр III, великий князь Георгий и великий князь Михаил на лодке в Гатчинском парке. Фотограф С.И. Кудрявцев. Середина 1880-х. ГАРФ

В настоящее время фотографий Кудрявцева сохранилось немного. В Гатчинском дворце хранятся два его альбома - «Виды города Гатчины» и «Гатчина 1877-79-1883».

Фотосъемкой также занимались люди из близкого окружения императорской семьи. Одним из первых стал Александр Иванович Смирнов. Выпускник Минного Офицерского класса, он обучался, в том числе и фотографии для использования ее в военных целях. После того как в Гатчину переехал император Александр III, среди других воинских частей сюда перевели и отряд морских минеров под начальством Смирнова. В дальнейшем Александр Иванович занимался электрооборудованием Гатчинского дворца.

Семья Александра III на балконе Собственного сада Гатчинского дворца. 27 мая 1888 года. Фотограф А.И.Смирнов. Royal Collection Trust Her Majesty Queen Elizabeth I
Семья Александра III на балконе Собственного сада Гатчинского дворца. 27 мая 1888 года. Фотограф А.И.Смирнов. Royal Collection Trust Her Majesty Queen Elizabeth I

Смирнов находился в близких отношениях с семьей Александра III. Многие известные снимки императорской семьи в Гатчине были сделаны именно им. Заведующий канцелярией Министерства Императорского двора В.С.Кривенко писал: «Его работы в сфере запечатления на фотографических пластинках интимной жизни царской семьи являются наиболее точными и весьма разнообразными». Вероятно, именно за эти заслуги император пожаловал фотографу «большой фотографический прибор с принадлежностями к нему» стоимостью 1200 рублей.

Семья императора Александра III в Собственном саду. Фотограф А. И. Смирнов. 1887. ЦГАКФФД СПб
Семья императора Александра III в Собственном саду. Фотограф А. И. Смирнов. 1887. ЦГАКФФД СПб

Был в окружении императорской семьи и еще один фотограф-любитель. Воспитатель и учитель французского языка детей Александра III Фердинанд Тормейер (в близком кругу его называли Siocha) находился рядом со своими воспитанниками почти ежедневно и сохранил с ними прекрасные дружеские отношения. Он увлекался фотографией, и великий князь Михаил Александрович писал в своем дневнике: «После прогулки Siocha снимал фотографии Беби и меня верхами». Переписка между детьми царя и их швейцарским воспитателем продолжалась вплоть до его смерти. Тормейер в каждое свое письмо старался вкладывать маленькие отпечатки, которые нередко были плохого качества, однако являлись уникальным источником подробностей из жизни императорской семьи.