Шло второе десятилетие XX века. Но ещё с 80-х годов XIX мир начал меняться. И не всегда в лучшую сторону.
Я думаю, что необходимо сделать отступление. Для чего? А вот для того, читатель, чтобы обратиться к тому человеку, из-за которого, по моему глубокому убеждению, и разгорелась во многом та страшная Великая (как её назвали в Европе) война, а у нас её стали называть Первой мировой.
Нет, разумеется, не он единственный являлся зачинщиком её, и помимо него находилось немало других поджигателей. Тех, которые жаждали что-то заработать на всемирной бойне (тогда хватало беспринципных типов, желавших благодаря ей как можно быстрее приумножить свои капиталы, политическое влияние или вообще узурпировать власть), но именно этот человек оказался тем катализатором, который запустил и ускорил процесс сползание мира в бездну.
И так, давайте вспомним этого… нет, не политика, а монарха.
Последнего императора Германской империи. Именно он был главным виновником.
А значит и одним из главных преступников.
***
Родился Вильгельм II в 1859 году в Берлине.
Он был старшим из восьми детей Фридриха Вильгельма Прусского и принцессы Виктории, старшей дочери королевы Великобритании.
Будущий кайзер приходился двоюродным братом королю Георгу V (отец того являлся родным братом матери Вильгельма), а также российской императрице Александре Фёдоровне (их матери являлись родными сёстрами).
Роды оказались не самыми простыми, и принц появился со многими физическими недостатками, которые уже в раннем его возрасте едва не стоили ему жизни.
Я только перечислю некоторые из его болячек.
Вильгельм родился с повреждённой левой рукой, которая у него была на пятнадцать сантиметров короче правой, и в будущем он вынужден был этот свой физический недостаток скрывать (он нередко одной рукой накрывал другую или же намеренно садился под углом к фотоаппарату).
Пытаясь исправить этот врождённый порок (а медики полагали, что имел место временный паралич руки в следствии механического сжатия при родах), ему назначили ежедневный душ из морской воды и электросудорожную терапию повреждённой конечности.
Также руку распрямляли и вытягивали при помощи специально сконструированной для этой цели «рукораспрямительной машины», а ещё здоровую правую руку привязывали к туловищу в надежде, что принц поневоле начнёт пользоваться исключительно левой рукой.
Кроме того, на протяжении ряда лет Вильгельм был вынужден носить «машину для прямодержания головы» (так как у него ещё была и врождённая кривошеесть), пока родители и врачи не решились на операцию по рассечению шейной кивательной мышцы. Всё это, естественно, причиняло немало боли маленькому Вильгельму, к тому же эффективность лечения была невысокой.
Впрочем, Вильгельм с самого детства упорно боролся со всеми своими физическими недостатками, и к восемнадцати годам ему удалось преодолеть последствия разрыва плечевого нерва (это была ещё одна родовая травма, которая ему доставляла неприятности).
И вот, благодаря постоянной борьбе со своими врождёнными физическими недостатками, он сумел воспитать в себе силу воли. Но многочисленные недуги всё же наложили отпечаток на его характер, и поначалу он рос замкнутым, угрюмым и внутренне неуверенным в себе.
И тогда родители решили с самого начала компенсировать его физические недостатки, дав ему очень основательное образование.
Начиная с семи лет, он находился на попечении педагога Георга Гинцпетера.
По словам этого педагога, юный принц представлял собой «необычайно крепкую индивидуальность», которая не поддавалась никаким внешним влияниям и на которую никакие авторитеты совершенно не действовали. И только благодаря развитому в нём чувству долга удавалось его подчинить дисциплине.
В 1869 году принц получил чин лейтенанта 1-го гвардейского пехотного полка, и в этом же году участвовал в своём первом параде.
Когда ему исполнилось пятнадцать лет, Виктория, по совету Гинцпетера, поставила над ним «необычный эксперимент», отдав наследника в обычную гимназию. И четыре года он проучился в открытой кассельской гимназии, где ему каждодневно пришлось вращаться в обществе выходцев из бюргерских семей.
Также, по совету преподавателей, родители принца значительно увеличили ему учебную нагрузку.
Будущий германский император едва справлялся с огромным количеством уроков и с домашними заданиями.
Вильгельм вставал в пять утра, и до занятий в гимназии, которые начинались в семь, ещё не меньше часа занимался с Гинцпетером. Наряду с этим Вильгельм получал уроки верховой езды, фехтования и рисования.
Сверх напряжённый день у него был расписан буквально по минутам и заканчивался только в десять или даже в одиннадцать вечера. В итоге гимназию принц закончил хотя и не на отлично, но всё-таки вполне достойно, и был отмечен как один из десяти лучших учеников медалью.
Затем, по исполнению восемнадцати лет, Вильгельм был призван на действующую военную службу в свой гвардейский полк. Проходил он её в 6-й роте.
Воинская служба принцу понравилась, однако он недолго прослужил, и по настоянию родителей ему пришлось через девять месяцев поступить в Боннский университет.
В этом университете он изучал экономику, историю, физику, химию, философию, право и ещё ряд дисциплин.
После окончания университета в 1879 году Вильгельм вернулся к военной службе, которую он уже стал проходить в Потсдаме.
В 1880 году он получил чин капитана. В это же время Вильгельм связался с одной ушлой девицей по имени Эмили Клопп.
Она оказалась элитной куртизанкой. По началу он в неё так влюбился, что потерял осторожность, и у них завязались постоянные отношения, а потом и возникла откровенная переписка, и принц присылал ей даже свои более чем откровенные фотографии, на которых он был совершенно голым.
Однако далее эта Клопп стала шантажировать его этими письмами и особенно фотографиями, и начала требовать с бывшего венценосного любовника приличную сумму.
Мог разгореться нешуточный скандал, который бы очень плохо отразился на репутации не только наследника, но и всего правящего дома Гогенцоллернов. И тогда пришлось улаживать всё это как родителям Вильгельма, так разгребал этот скандал и канцлер Бисмарк.
В итоге девице выплатили по тем временам огромную сумму, но она всё не успокаивалась и до самой своей смерти в 1893 году продолжала шантажировать Вильгельма.
***
В 1881 году Вильгельм женился на дочери изгнанного в Пруссию герцога Шлезвиг-Голштейнского. Её звали Августой-Викторией. Надо сказать, что женился он по любви.
В июне 1885 года Вильгельм стал полковником гусарского полка, а ещё через три года его произвели в генерал-майоры.
В 1886 году, ещё будучи наследным принцем, Вильгельм впервые посетил Россию. В ходе этой поездки он познакомился и подружился с Николаем Романовым, будущим российским императором.
Взошёл на престол Вильгельм в 29 лет, когда в год трёх императоров умерли его дед Вильгельм I и отец Фридрих III, (последний успел проправить всего каких-то три месяца с небольшим).
***
Вильгельм II вступил на престол 15 июля 1888 года, и первым его манифестом стало горячее воззвание к армии и флоту. В этом манифесте он указал на свою неразрывную связь с вооружёнными силами империи, на своё преклонение перед воинской славой предков, и на восхищение своим дедом, Вильгельмом I , при котором возродилось могущество германской нации.
И логичным дополнением к этому манифесту стала речь, произнесённая им месяц спустя во Франкфурте-на-Одере, в которой он заявил, что «лучше положить на месте все 18 корпусов германской армии и 50 миллионов немцев, чем отказаться от какой-либо части территориальных приобретений Германии».
Первое, что сделал Вильгельм II , вступив на престол, это занялся налаживанием связей с другими монархами.
За короткое время он посетил дважды Россию, где больше всего сошёлся с цесаревичем Николаем (по характеру они были во многом схожи, правда Николай был менее воинственен, и более что ли интеллигентен и деликатен).
Так же новый кайзер удостоил своими визитами Швецию, Италию, Великобританию (на Британских островах королева Виктория возвела его в звание почётного адмирала английского флота, и Вильгельм этим званием особенно гордился). Затем он посетил Данию, Голландию и Османскую Турцию, а в Афинах присутствовал на бракосочетании своей сестры с греческим наследным принцем.
***
С самых первых дней своего правления Вильгельм II был под плотной опекой у заматерелого канцлера князя Отто фон Бисмарка.
За долгие годы своего пребывания на посту первого министра (с 1862 по 1890 год) Бисмарк полностью под себя сформировал весь бюрократический аппарат в Германской империи, да и благодаря именно его воле и прозорливому уму вся Германия объединилась вокруг Пруссии. И долгие годы никто не мог поколебать власть «железного канцлера» над этой огромной чиновничьей пирамидой. Но, по мнению нового кайзера, порядки, которые завёл Отто фон Бисмарк, явно устарели и сдерживали дальнейший прогресс Германского государства.
Запрет социал-демократической партии, подкуп газет, борьба с католической церковью - всё это и многое другое негативно сказывалось на состоянии общества.
Вспыхнувшие в 1889 году беспорядки среди шахтёров в Рурском бассейне и Сааре «железный канцлер» предлагал подавить беспощадно и немедленно с помощью войск. Да и вообще слишком волевой характер Бисмарка очень уж стеснял Вильгельма II .
Разрыв между ними стал неизбежен.
Разногласия по поводу многих внутриполитических вопросов привели в, конечном итоге, к тому, что Бисмарк вынужден был оставить свой пост и уйти в отставку.
***
По некоторым воззрениям на положение народных масс в государстве новый кайзер выглядел не просто прогрессивным, а настоящим социалистом на фоне того же непоколебимого консерватора, каким и являлся Бисмарк.
Так, уже в первых же своих речах, обращённых к имперскому сейму, Вильгельм II пообещал «верно придерживаться законов и уважать права как народных представителей, так и всех граждан государства». А ещё он пообещал «оказывать защиту всем религиозным исповеданиям и никогда не забывать слова Фридриха Великого, который заявлял, что «в Рейхе кайзер должен быть прежде всего первым слугой своего отечества».
То есть, без каких-либо поблажек он должен верой и правдой служить на благо общества и всех без исключения граждан Рейха.
Вскоре последовало принятие и такого по тем временам прогрессивного закона, как предусматривавшего «защиту трудящегося населения, которое может оказаться слабым по здоровью и бедствующим в борьбе за своё существование». Этот закон подразумевал страхование рабочих от нужды в старости и в периоды, когда наёмные работники по той или иной причине были не способны трудиться. Был также принят закон, направленный «на охрану работников от произвольной и неограниченной эксплуатации со стороны работодателей».
А ещё в правление Вильгельма II произошёл отказ от политики Бисмарка на подавление социализма.
Законы, принятые при «железном канцлере» против социалистов (1878-1890 годов) были отменены, и наметилось даже некоторое сближение власти с умеренными социал-демократами.
В 1890 году по инициативе Вильгельма II , его нового канцлера Каприви и германского правительства в Берлин прибыли представители Великобритании, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии и ряда других европейских стран, ставших участниками знаковой конференции, посвящённой изменениям в международном трудовом законодательстве.
На Берлинской конференции были приняты чрезвычайно важные законы, значительно облегчившие и улучшившие условия работы для всех наёмных работников, но особенно это касалось женщин, детей и подростков.
С этого времени очень многое изменилось в положении наёмных работников во всех европейских странах, и навсегда прекратилась их варварская эксплуатация.
Не меньшее значение Вильгельм II придавал и школьной реформе. Тут тоже произошли значительные подвижки.
***
«Школа отныне должна не только учить детей, но и воспитывать их», - так образно охарактеризовал свои нововведения молодой кайзер, предложив реформу и в этой сфере.
А если учесть ещё и реформу налоговой системы, когда были понижены ставки для малоимущих слоёв населения и, соответственно, они были увеличены для более успешных и богатых граждан, то можно сказать, что Вильгельм II мог много записать положительного на свой счёт.
Его реформы я ещё не все здесь перечислил, и они в основном пришлись на 80-е и 90-е годы XIX века.
И вот именно на эти годы пришёлся и едва ли не взрывной экономический рост в Германии, произошло так называемое германское экономическое чудо. Оно превратило эту страну из аграрно-промышленной державы в первоклассную промышленную и самую на тот момент передовую.
В это время экономика Германии, опередив показатели вначале Франции, а затем и Великобритании, стала первой в Европе и совсем немного уступала американской.
И всё это случилось в немалой степени благодаря реформам, которые инициировал Вильгельм II .
Всё казалось бы складывалось замечательно с его правлением, однако есть одно большущее «но»…
Если бы не его внешняя политика.
А вот тут, как говорится, было много вопросов. Причём очень неудобных. И они перечёркивали все его достижения.
***
Впрочем, и во внешней политике, справедливости ради, надо сказать, что поначалу новый кайзер был достаточно вменяем и не слишком амбициозен.
В первые два года его правления очень сильное влияние на внешнюю политику Германской империи оказывал, конечно же, Отто фон Бисмарк, но после его вынужденной отставки на место старого князя кайзер назначил генерала Каприви.
К этому времени Германия усиленно занялась освоением тех периферийных и отдалённых уголков планеты, которые ещё не успели отхватить для себя старые колониальные «зубры», такие как Великобритания, Франция и, отчасти, Испания. Однако Германия слишком поздно присоединилась к дележу «мирового пирога», и ей из-за этого достались от него сущие крохи. И это по-настоящему взбесило верхушку Второго рейха.
По мере усиления Германии, превращавшейся в одну из самых мощных держав, в которой была уже самая многочисленная и хорошо вооружённая армия, недовольство тем, что страна была обделена колониями, а значит ей не хватало рынков сбыта и природных ресурсов, это всё больше и больше подогревало в ней агрессивные настроения.
Особенно они были присущи германским промышленным кругам и разумеется прусскому генералитету.
И кайзер Вильгельм II не склонен был эти агрессивные настроения хоть как-то сглаживать, а напротив, он их с конца XIX века начал культивировать и всемерно поддерживать.
И уже вскоре он даже возглавил наиболее агрессивную группировку в германских верхах и в открытую начал ратовать за новый передел мира.
***
Великий князь Андрей Владимирович, двоюродный брат государя-императора, для поддержания разговора как раз стал делиться с гостями впечатлениями от его нескольких встреч с кайзером Вильгельмом II , и даже показал их общие фотографии, сделанные на охоте, и на которых были сфотографированы они вместе с Николаем II , как в гостиной появилась Матильда Кшесинская.
И тут же в гостиную, с радостными криками: «Ма-ама! Ма-ама!» - вбежал Володя.
Он подбежал к балерине, обнял её за талию и с придыханием спросил:
- Мамочка, а ты привезла мои любимые пирожные?
Сайт автора: vbartash.kz
Одноклассники автора: ok.ru/...443