Найти в Дзене
Заря Молодежи

Наш Рустэм

Оглавление

Рустэм Юскаев в спектакле "Фантазии Фарятьева"
Рустэм Юскаев в спектакле "Фантазии Фарятьева"

Продолжаем  рассказывать о «наших лицах» столицы

Конечно, Москва и фоменки давно считают его своим. Учился в ГИТИСе у Петра Наумовича на курсе, который  основал театр Мастерскую Петра Фоменко. Ведущий актер, заслуженный  работник культуры России,   на счету множество театральных и киноролей…Рустик, как его  любовно зовут в театре.

А начинал Рустэм Юскаев у  нас. Коренной саратовец,  учился в  нашем  классическом университете  на отделении психологии. Помню его  еще юношей в самодеятельности биофака  –    она тогда была нехилой. Наша редакция газеты  находилась рядом. «Все они таланты»: биологи были   редкие остроумцы. Какой    веселый конкурс на  самый оригинальный бутерброд  затеяли  они на Новый год! Первое место занял  проевший зарплату  бедный  лаборант, который просто-напросто… размазал карамельку по хлебу.

Два года Рустэм работал по профессии  на заводе, потом —  ее сменил, уехав учиться в Москву. Аналитик  по  первому образованию и по натуре, он  очень  хорошо умеет формулировать. Как поклонница великого Фомы –  театра его и его самого (видела раз в жизни, но близко   –   на премьере в театре Станиславского: он прошел по нашему ряду, «как каравелла, как виденье», рассеянно окутав синим туманом очей и «с ног валя» своей  сумасшедшей харизмой), прочла  много воспоминаний о нем. Размышления Юскаева  запоминаются:   «Я считаю, что секрет театра «Мастерская Петра Фоменко» в том, что в его основе лежит любовь. Любовь учеников к учителю, любовь внутри компании. Это основа, которая формирует наш театр. Зритель отлично это считывает. Конечно, мы люди взрослые и всякое бывает, но в той или иной степени все пытаются это сохранить».И еще: «Петр Наумович… сочетает в себе два качества, которые встречаются крайне редко, когда такие человеческие и профессиональные качества сочетаются в одном человеке – он великий режиссер, и он великий человек».

Один из лучших спектаклей первых фоменок, еще студенческий – «Двенадцатая ночь» по Шекспиру ( режиссер Евгений Каменькович).В  этой вольной,   хулиганской, дающей в полной мере ощутить свежее дыхание ренессансного театра, Рустэм с присущим ему  тонким комизмом сыграл несчастного герцога Орсино. Влюбленного, но не любимого. Герцог забавно горячится, настаивает, в упор не  видя   сохнущей по нему Виолы. Потом будут еще  десятки интересных  ролей. В кино тоже его станут часто  приглашать, но не случится встречи с режиссером,  хотя бы   близким Фоме по масштабу личности и таланта.

А в театре он был  и   интеллигентным Вершининым в легендарных «Трех сестрах» Петра Фоменко.   И безалаберный Мурзавецкий в другом культовом спектакле фоменок.  Юскаев  сумел  показать этакого обаятельного  шалопая и одновременно   опасного манипулятора. А какой он был замечательный Ростов в постановке Мастера   –    «Война и мир. Начало романа»! Мы  как будто приглашены на именины в дом  Ростовых. Шумный, немного бестолковый, староприимный московский дом…  Скачет кудрявый «казак Наташа, пробегает испуганной ланью Соня, с напускной важностью расхаживает Николай…Добрейший граф Ростов не выдерживает напора домашней и  такой уютной жены в салопе и чепчике (Галина Тюнина), которая решительно   требует  у него денег для нуждающейся подруги…»…Играл там  Юскаев   и холодного князя Курагина, озабоченного лишь устройством своих детей.

Из неповторимого сочетания лиризма, юмора  и сценического обаяния соткан и  его образ   Фарятьева в  известной пьесе Соколовой. На мой взгляд – одна из лучших ролей актера.

Фантазия в крупный ситчик

При входе зрителям вручают обрывки обоев – желто-зеленые, с  большими розами на фоне синих листьев. Развернув обрывок, понимаешь, что   такая в спектакле «Фантазии Фарятьева» программка.
На сцене квартира с точно такими обоями, такой  же  халат носит вечно подслушивающая и подглядывающая Мама (
Галина Кашковская) – можно     совсем слиться со стеной. Она озабочена   одним: пристроить старшую дочь Сашу. И тут уж, как говорится, все средства хороши.  Мама все кого-то кормит, строит большие планы переезда, надеясь на плавающего  где-то мужа… Муж далеко, да и есть ли он? Не очень  она  похожа на жену моряка, счастливо ожидающую  на берегу.
А вот и старшенькая, совершенно нелепая в этом наряде: белесый парик, нечто  узкое-короткое-лиловое с блестками, безмерной  высоты шпильки…Она  почти  с них валится,  двигаясь в  своей, изломанной пластике  (
Полина Кутепова – я смотрела с ней). А мысли ее далеко-далеко от   комнаты с  кричаще веселыми обоями в ситчик. И  какое  ей дело до  неловкого  стоматолога  с  его сумасшедшими теориями  и внезапной любовью!
Третья  здесь Люба, еще    маленькая  женщина, но    проницательная   и смелая (
Вера Строкова). Она нутром чует людей,  «вычислит»  и Фарятьева.   Влюбится  в него с размаху, со всей безбашенностью юности. И была бы самым стойким  сторонником  его теорий, протяни он ей руку, да хотя бы заметь  ее… Вера первая понимает , что в жизни  сестры снова появился «этот ужасный человек»,  и  пытается удержать  ее,   да как остановишь несущийся под откос поезд ?..

Но если б «Фантазии Фарятьева»  были только о «несчастных любовях», стоило бы их  снова ставить? Пьеса Аллы Соколовой написана в 70-х, когда увлечение инопланетными цивилизациями еще не пошло на убыль. Но и тогда тонкие актеры  Андрей  Миронов и  Марина Неелова в  чудном фильме Ильи  Авербаха играли не  про это.

Павлу Фарятьеву, уже   не  юному,  грузному в своем  широком пальто,  рядовому «зубнику», все эти теории про другие миры и «не свои планеты»,  похоже, нужны, чтобы разукрасить серую обыденность, утешить себя и   тетю (в дивном исполнении Евгении Дмитриевой). Тетя  словно создана по образу и подобию своего племянника. Не замечая его душевных мук,  хлопочет   о какой-то   дальней родственнице. Но свято верит, что ее мальчик сделал  выдающееся открытие:  люди живут не своей жизнью,   пора   поменяться  местами с нашими далекими антиподами. А еще тетя  жутко боится, что его, такого чистого, неискушенного,  оседлает какая-нибудь  ужасная особа (особа с особо богатырскими формами   заглядывает в дверь   –    привычные фоменковские штучки).
Фарятьеву, по большому счету,  хватает его  восторженной тети, его работы и его звездной тайны (в сцене  с тетей, решенной  насмешливо-фантазийно, электричество высекают   прямо из пальцев).  И  вдруг  он  встречает очень  земную, красивую и  несчастную женщину  –   и влюбляется   в нее со всеми ее несчастьями. Совсем как Маша в
«Трех сестрах»   полюбила    героя Рустэма.

Саша  рассказывает свою жизнь.  Сейчас она совсем  другая:  искусственность слетает   с нее вместе с  диким лиловым костюмом. Павел  утешает на свой лад, суля   всеобщую гармониюТочно такие   слова мечтатель  будет  говорить  и Любе, когда, не веря еще  в свое счастье (Саша ему не отказала), явится в шляпе,  пальто, с чемоданчиком и  усядется в гостиной, слушая и не слыша   сбивчивые объяснения Любы.

Они действительно как существа  с разных планет: каждый говорит  о своем и на своем языке. Первый порыв любви большого, чистого ребенка, каким играет его Юскаев, готовность, если надо,  отказаться от самого дорогого    –  своих теорий  –    и полный  крах всех надежд. Все здесь, в этой сцене с Любой. Безуспешно пытаясь удержаться на вздыбившемся вдруг полу, он роняет то чемоданчик, то шляпу.

«Я не могу без нее жить»,   –  как-то совсем  буднично говорит     сам себе. Ему бы поскорей уйти, а тут Мама с ее безразмерным  письмом от родных…
Соколовская пьеса выглядит   такой немудреной, ставили ее   по-всякому,  порой   –    очень  сентиментально. Но так, как в Мастерской поставила режиссер 
Вера Камышникова, сравнить не с чем.

Есть  тут и  комикование   по поводу нашего повального увлечения космосом в 60-е годы. Далекие миры, о которых с таким придыханием говорил  Павел,   вот же  они, параллельно нашим. За овальным зеркалом возникает точно такая комната,   тоже  в  крупный ситчик.  Живут там антиподы,  похожие на наших героев –    да не совсем. Они повторяют  их движения, да не все. А может, те, за стеклом, и есть настоящие, а эти, в комнате – только их отражения?  Наверняка у  деятельной и  любопытной  Мамы  антиподов    несколько. Иначе как бы она перемещалась, телепортируя то влево, то вправо?
А с комнатой  происходят чудеса (потрясающая работа  художника 
Марии Трегубовой):  она удлиняется к балкону, поднимает паркетины пола,   существа   в скафандрах  лезут в балконную дверь,  голубое небо с белыми облаками превращается в ночное и звездное,  пространство  бесконечно расширяется… А вдруг все   уже   началось, и  Вселенная открылась?..
Порой кажется, что спектакль поставил сам Фома – столько в нем  фирменного хулиганства Мастерской, выдумки,  юмора,  и при всем  том   –  теплоты.  Не согласна, что  решен в не соединяемых между собой  стилистиках. Просто лирика  подается не  в «чистом виде», на блюдечке с каемочкой, а приправлена горькой иронией – и самоиронией  постмодернистского театра. И обернута, как в фантик, в яркую фантазийную оболочку. Которая   в крупный ситчик.

Обаятельный герой Юскаева   всех сумел заразить мечтой.  Неважно  о чем.  Ночная сцена женщин в белых одеждах    дана  с легкой  раскованностью и  ежеминутной радостью бытия.  Трепещут, взлетают  длинные пододеяльники, точно чайки над бурным морем. Кажется, и  героини сейчас  исчезнут  –    вслед за ними.
Не вспомнила  ни разу про  знаменитый фильм.   Фарятьев  Рустэма  занял уже  свое  место рядом с героями
Сергея  Юрского и Андрея Миронова. «Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон  золотой…»

P.S. Рустэм  Юскаев уверен, что  и  «их  театр – это в чистом виде Фарятьев, общность, которая в своей фантазии, в своем безумии или высшей мудрости верит, по крайней мере, верила в эти свои законы и основы». Ему виднее. Счастье, что самые     смелые фантазии иногда сбываются.  Разве не  казалось создание нового театра из  выпускников курса  поначалу  только  «безумной» мечтой   Петра Фоменко?

Ирина Крайнова, "Заря молодёжи"

Читайте также об актёрах - выходцах из Саратова:

Актер Дзекуна