Найти тему

Третий этап Восточного полигона залезет в карман Фонда национального благосостояния

Стоимость подэтапа составит около 450–460 млрд рублей

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

ОАО «РЖД» рассчитывает привлечь из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) порядка 300 млрд рублей на финансирование работ третьего этапа развития Восточного полигона. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на замглавы монополии по строительному комплексу Андрея Макарова.

История вопроса:

Третий этап развития Восточного полигона состоит из подэтапов. Подэтап 3.1. предполагает развитие участка от Улака до Ванино и увеличение провозной способности БАМа и Транссиба до 197 млн тонн к 2027 году, в том числе под вывоз дополнительного угля из Эльги.

– Это чисто проект «бамовский». Он включает в себя 84 объекта, которые мы сегодня начали проектировать. Мы в прошлом году получили финансирование, начали проектные работы по этим 84 объектам. В I квартале следующего года должны получить одобрение Госэкспертизы, и по первоначальным планам мы даже собирались начать делать подготовительные работы в следующем году. Но пока есть вопросы с источником финансирования, – сообщил Макаров.

В инвестпрограмме «РЖД» на 2023 год средства на это не были предусмотрены, но вскоре планируется рассмотрение инвестпрограммы на 2024 год.

– Безусловно, мы готовы разворачивать работы и параллельно с завершением второго этапа начинать разворот уже третьего этапа, – подчеркнул топ-менеджер.

Подэтап 3.2. предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн и включает в себя 45 объектов. Если получится в ближайшее время начать проектирование этого подэтапа, то 210 млн тонн будут достигнуты к 2030 году.

Полноценный 3-й этап предполагает провозную способность в 255 млн тонн к 2032 году.

– Это как раз связано с концессионными инициативами, – отметил Макаров. – Пока мы проектируем подэтап 3.1 за свои средства. Безусловно, у компании есть планы обращаться за финансированием в ФНБ. Когда обсуждались 197 млн тонн, тогда мы сразу закладывали в модели и озвучивали, что порядка 300 млрд рублей будут профинансированы за счет средств ФНБ. Этих решений пока нет.

Стоимость 2–го этапа Восточного полигона, реализацией которого сейчас занимаются монополист, оценивается примерно в 1,1 трлн рублей.

– Это та цифра, которую нам предстоит до конца 2025 года в текущем формате финансирования израсходовать для того, чтобы построить и реконструировать 280 объектов, которыми мы занимаемся в рамках 2-го этапа, – сказал Макаров, напомнив, что итогом реализации 2-го этапа будет провозная способность в 180 млн тонн в 2024 году.

Замглавы компании проинформировал, что в 2019 году «РЖД» выполнили работы на Восточном полигоне на 40 млрд рублей, в 2020 году – на 69 млрд рублей, в 2021 году – на 78 млрд рублей, в 2022 году – на 138 млрд рублей, в 2023 году – планируется 250 млрд рублей, а в 2024 году – порядка 400 млрд рублей.

Объем перевозок по Восточному полигону в 2022 году составил 148,8 млн тонн, провозная способность – 158 млн тонн. По итогам 2023 года РЖД планируют перевезти по Восточному полигону свыше 160 млн тонн, а провозные возможности нарастить до 173 млн тонн.

Напомним, ОАО «РЖД» в 2022 году освоили максимальный за все предыдущие годы объем средств на развитие Восточного полигона – 131 млрд рублей. LR