В поселке Краснообске Новосибирской области при поддержке Сибирского ФНЦ Агробиотехнологий Российской академии наук состоялся круглый стол «Развитие малых форм хозяйствования, личных подсобных хозяйств и кооперации. Проблемы и перспективы решений». Эксперты обсудили главные проблемы крестьянско-фермерских хозяйств и частных подворий. Что характерно, этих предприятий касаются всё те же проблемы, что и крупных сельхозтоваропроизводителей, только чувствуют они их намного острее.
Сейчас в Новосибирской области, по данным Росстата, действует 320 000 единиц личного подсобного хозяйства, около четырех тысяч крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственного направления, а также 42 кооператива. Доля продукции, произведенной КФХ, в общем объеме сельхозпроизводства с 2020 до 2022 года выросла с 9,4 процента до 12,2 процента.
Начальник управления развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области Ольга Зеленченко отметила, что малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе региона демонстрируют прирост по всем направлениям: увеличивается и поголовье крупного рогатого скота, и посевные площади (сейчас на долю малых хозяйств приходится более 28 процентов всех посевных площадей в регионе, 2,4 процента произведенного мяса и 3,7 процента молока).
По ее словам, малые формы обеспечивают занятость сельского населения, способствуют развитию территорий, в том числе внедряя свои внебюджетные средства в комплексные программы. Также такие формы сельхозпредприятий способствуют сохранению сельского образа жизни, традиций и культуры, обеспечивают социальное благополучие на обширных территориях региона.
Из главных проблем, которые серьезно влияют на КФХ, Ольга Зеленченко отметила снижение уровня рентабельности зерна и масленичных культур и низкую рентабельность производства мяса в целом. При этом в производстве молока, по ее информации, рентабельность, напротив, увеличивается.
«Понятно, что малым формам хозяйств свойственны те же проблемы, которые характерны для всего сельского хозяйства страны, — прокомментировал присутствовавший на круглом столе депутат Государственной Думы РФ, член комитета Госдумы по аграрным вопросам Ренат Сулейманов. — Самая большая проблема — снижение рентабельности в сельском хозяйстве. За последние годы у нас очень сильно выросли затраты на удобрения, средства борьбы с вредителями, ГСМ и так далее. В то же время сегодня мы наблюдаем падение закупочных цен на основные виды сельхозпродукции на фоне рекордного урожая. Заксобрание Новосибирской области приняло в конце прошлого года обращение к Минсельхозу РФ по вопросам цен и тарифов на перевозку, так как в связи с санкциями у нас сломались многие логистические цепочки. И возмещение тарифов, которое сейчас происходит, не покрывает затраты».
Еще одна важная проблема, как и во многих сферах, — кадровая. Ольга Зеленченко отметила, что если зарплата в КФХ, как и в целом по агропромышленному комплексу, увеличивается, то численность работников, увы, лишь падает.
Обозначил эту проблему и Ренат Сулейманов, отметив, что нехватка квалифицированных кадров рабочих специальностей — это главная проблема, которую называют аграрии региона. «Проблематика села не может не рассматриваться вне контекста развития сельских территорий, — пояснил он. — В сельских районах мы понимаем, что обеспеченности недостает. Изношена вся социальная инфраструктура на селе, проблемы с чистой водой и так далее. Три решения были приняты в Госдуме за этот период: дали возможность малым формам хозяйств, фермерам торговать своей продукцией без каких-либо разрешений на своей территории, получили возможность брать в аренду на пять лет земельные участки без конкурса и приняли поправки в закон о содействии в реализации продукции через наши торговые сети, там предполагается ряд норм, которые будут определять приоритет».
Заместитель председателя комитета по аграрным вопросам и природопользованию Законодательного собрания Новосибирской области Роман Яковлев также добавил, что развитие малых форм хозяйствований — это то направление, которое имеет большой потенциал, но при этом надо понимать, что существует большое количество проблем для развития как малых форм хозяйствования, так и вообще аграрного сектора в целом. Помимо уже обозначенных тем он назвал также те, что связаны с пробелами в законодательстве.
«В течение последнего полугода мы в комитете Заксобрания рассматривали закон о продуктах жизнедеятельности животноводства, который вызывает большую критику у представителей агропромышленного комплекса региона, обращались и в Госдуму (об этом законе «ЧС» подробно писала ранее, — прим. ред.)», — отметил он.
Также Роман Яковлев добавил, что для сельскохозяйственного сектора большое значение имеет справедливое распределение государственной помощи. Известно, что малые хозяйства получают субсидии и гранты от государства гораздо реже, чем крупные сельхозпредприятия. Но почему именно так происходит? Как отметил депутат Заксобрания, необходимо обратить внимание не только на то, сколько помощи было оказано, но и на то, какое именно количество заявок на получение грантов и других видов субсидий поступало. Какому количеству хозяйств было отказано в помощи и почему? Роман Яковлев уверен, что надо проанализировать причины отказов и поработать над их сокращением. Ведь не исключено, что какие-то хозяйства просто не имеют возможности нанять квалифицированных специалистов для качественного оформления заявок, и в итоге их отклоняют по формальным поводам. Такой ситуации, когда банальные ошибки в документах лишают предприятия господдержки, допускать нельзя. «Распределение субсидий должно быть максимально прозрачным», — добавил он.
Ещё одно предложение депутатов ЗС НСО, озвученное Романом Яковлевым, — это использование личных подсобных хозяйств в обеспечении продовольственной безопасности региона. По его словам, потенциал малых форм хозяйствования очень высок. Сейчас наблюдается нехватка в обеспечении Новосибирской области овощами, которая компенсируется за счет привоза из других регионов. Однако депутаты предлагают проработать программу, которая позволила бы увеличить объемы выращивания овощей открытого грунта местным населением, чтобы получить эффективный результат и обеспечить жителей необходимыми продуктами своими силами.
Что касается личных подсобных хозяйств в целом, участники круглого стола также отметили, что это на данный момент один из самых уязвимых типов малых форм хозяйствования в стране. Если у КФХ, несмотря на падение численности сотрудников, наблюдается рост посевных площадей, поголовья и объемов производства, то по личным подсобным хозяйствам за последние годы доля производства в целом по России упала с 50 до 24 процентов от общего объема сельхозтоваров. При этом с точки зрения экономики эта форма считается очень эффективной.
Главная же мысль, которая красной нитью прошла через все выступления Круглого стола — это высочайшая значимость малых форм хозяйствования в АПК. Как отметили участники мероприятия, личные подсобные хозяйства, сельхозкооперативы и фермерские хозяйства способствуют сохранению сельского образа жизни и села как такового. Если в каждом селе не будет работы, не будет функционировать хотя бы какая-то малая форма, то это село будет умирать. Поэтому сельхозтоваропроизводителей любого «размера» необходимо обязательно поддерживать.
Важно, что итоги круглого стола будут обобщены и на их основе выработаны рекомендации в адрес Госдумы, правительства и органов государственной власти Новосибирской области.