Найти тему
ОКЕЙ ГОРОД Рыбинск 24

«Его звали «БАТЕЙ» - продолжение

П. И. Батов
П. И. Батов

Спецрепортаж «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА Р...»

Часть пятая: «ОТ КОМАНДИРА РОТЫ ДО КОМДИВА»

После завершения боевых действий Гражданской войны на территории Советской России, к середине июля 1923 года, Павел Батов командовал стрелковой ротой, а затем и батальоном 3-ей Московской пролетарской стрелковой дивизии. 

Командование заметило талантливого командира и Павла Ивановича направляют на учёбу Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА «Выстрел». Их он успешно окончил в 1927 году и вернулся в «родную» 3-ю Московскую пролетарскую стрелковую дивизию. 

Через два года, в 1929 году, Батова приняли в ряды Коммунистической партии. В одной из характеристик, которую перед приёмом в коммунисты, написал один из партийцев о Павле Ивановиче: «Товарищ Батов командует полком в течение трёх лет. Всё это время полк занимает первое место в дивизии по всем разделам боевой и политической подготовки…»

В течение следующего десятилетия Батов последовательно занимал должности: начальника штаба, затем в 1935 году был назначен командиром стрелкового полка 3-й Московской пролетарской стрелковой дивизии. 

П. И. Батов
П. И. Батов

Часть шестая: «ИСПАНСКИЕ БАТАЛИИ»

После окончания Военной академии имени Фрунзе, в декабре 1936 года, Батова командируют в Испанию на Гражданскую войну под псевдонимом «Пабло Фриц». Павел по-испански Пабло. Фамилию Фриц ему дали в связи внешним сходством типичного немца - маленький, поджарый, аскетически сложенный. 

Его друзья и соратники также получили псевдонимы в интернациональной бригаде: генерал Лукач - известный венгерский писатель Мате Залку. Генерала авиации Якова Смушкевича называли Дугласом. Будущий герой Сталинграда Александр Родимцев - именовался Павлито. Советский военный атташе в Испанской республике Горев стал Базилио. Будущий адмирал Николай Кузнецов - Николас, а Малино был будущий маршал Родион Малиновский.

Батов сражается в должности военного советника 12-ой Интернациональной бригады генерала Лукача. В ней бойцы семнадцати национальностей — немцы, французы, венгры, русские… 

«Один из бойцов, югославский антифашист, беспартийный рабочий Пер, с которым я познакомился в первый же день по приезде в Альбасете, рассказывал, что его четырежды арестовывала полиция: австрийская, чешская, швейцарская и французская — пока он добирался в Испанию. Два румына, железнодорожные рабочие братья Бурка, подвергались аресту трижды. 20-летние польские юноши Петрен и Янек, рабочие суконной фабрики в Лодзи, чтобы попасть в Испанию, прошли пешком всю Германию и Францию. У них не было денег на дорогу, а заработанные на поденных работах в пути жалкие гроши целиком уходили на скудное пропитание. И всё-таки патриоты достигли цели. Английские шахтёры Антони и Джордж, как их называли в бригаде, добирались в Испанию на трёх пароходах, израсходовав все свои сбережения. Канадский рудокоп Георг Фет завербовался в Соединённых Штатах Америки кочегаром торгового судна, прибыл во французский порт и оттуда пешком пришёл в Испанию. Ни трудности, ни опасности не сломили боевого духа добровольцев. Слушая их рассказы, нельзя было не гордиться солидарностью трудящихся всех стран», - позже написал в своих воспоминаниях Павел Иванович.

В Испании личным водителем Батова был Семён Побережник. Позже, в своих воспоминаниях о нём, генерал написал: «В моей жизни профессионального военного, участвовавшего в шести войнах, было много интересных встреч с самыми разными людьми, которые надолго сохранились в памяти. Но особенно запомнился мне человек необычной судьбы, буковинский крестьянин, хлебороб по призванию, горячо любящий землю, Семён Яковлевич Побережник. Он спас мне жизнь, вынеся тяжелораненым из боя…»

К тому времени, у Семёна за плечами был опыт работы матросом на бельгийском сухогрузе, поваром в Париже, рабочим у Форда в Америке. Он знал пять языков. Поэтому ему предложили обучиться в разведшколе, рекомендацию ему написал Павел Батов.

Разведчик Побережник за несколько лет поработал в Италии и в Болгарии. Когда после окончания Великой Отечественной вернулся в Москву, то его арестовали, обвинив в предательстве. 8 сентября 1945 года Семён Побережник был осуждён на 10 лет лагерей и 2 года проживания в спецпоселении.

Когда он полностью отбыл срок, вернулся в Москву и нашёл Батова. И знаменитый генерал заставил органы пересмотреть дело разведчика. В итоге Семён Побережник был полностью оправдан. В соответствии с законодательством ему выплатили два оклада денежного содержания и в торжественной обстановке вручили медали: «Участник национально-революционной войны в Испании 1936-1939 гг.», польскую медаль «За нашу и вашу свободу», итальянскую медаль имени Джузеппе Гарибальди, и орден Отечественной войны II степени.

П.И.Батов
П.И.Батов

После Испании у генерала Батова друзьями стали фронтовой оператор Роман Кармен, с которым он после войны любил вспоминать испанские события. А ещё знаменитый писатель Эрнест Хемингуэй, который якобы сделал Батова прототипом генерала Гольца в романе «По ком звонит колокол».

Завершал испанскую командировку Павел Иванович в качестве советника командующего Теруэльским фронтом.

За время испанских сражений Батов был дважды ранен. За свои боевые заслуги в борьбе против режима генерала Франко Павла Ивановича наградили орденами Ленина и боевого Красного Знамени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

#Рыбинск #Рыбинскийрайон #командарм #Ярославскаяобласть #история #мойрайон #Рыбинск24 #деньвистории