Найти в Дзене
Александр Дедушка

Какие две крайности и две пропасти есть в русском человеке? (по св. Игнатию Брянчанинову)

Монах
Монах

Еще Ф.М. Достоевский указывал на противоположности и контрасты в русской душе, что она слишком широка – и это является как ее достоинством, так и недостатком.

Святитель Игнатий Брянчанинов развивает похожий взгляд на русского человека. И, похоже, ничего не изменилось за прошедшую пару сотен лет.

Давайте присмотримся к его оценкам:

«Вы находите в нем (русском человеке) по отношению к религии неверие, скептицизм и, внезапно, рядом, возле философского скептицизма Европы – грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской: он ни за что не сядет тринадцатым за стол, чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом, - две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие!»

Итак, неверие и суеверие – вот они две «крайности» и две «пропасти» русских людей.

А ведь это действительно так! И ничего не меняется – не меняется в безверной человеческой душе.

Если там нет настоящей христианской веры, там поселяется, наряду с безверием самое грубое и глупое суеверие. Это закон, который действует всегда и везде, в любых странах и народах, не исключая и России.

Список этих суеверий только постоянно растет и расширяется. К примеру, вы сейчас вряд ли встретите человека, который не знает, к какому знака зодиака он относится и не находит в себе черты, связанные с этим знаком.

Святитель Игнатий находит еще одни странный контраст в русской душе – одновременно пренебрежение и уважение к форме, к внешним атрибутам веры. Он связывает это с отсутствием настоящего христианского образования:

«Какое христианское образование найдем в России? В простом народе – наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме – от чего родились расколы; - недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток и в обществе образованном; к нему присоединяется небрежение к форме, странно соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме».

Увы – прошло почти двести лет, а ничего не изменилось. Все – то же самое.

Настоящего христианского образования как не было, так и нет. И что мы видим – опять ту же чрезмерную привязку и одновременно пренебрежение к «форме».

Этот контраст у нас действительно доходит до настоящего уродства, которое мало кто замечает.

Например, у нас почти каждый стремится окрестить своего ребенка. Тут «форма» стоит на первом месте.

Спроси – зачем? И сразу же посыпятся невразумительные ответы: «чтобы не болел», «чтобы не сглазили», «мы же русские».

Хорошо – окрестили. Но дальше что? Дальше нужно его воспитывать и прежде всего собственным примером, показывая что нужно соблюдать заповеди, посещать храмовые богослужения, участвовать в таинствах…

Самая минимальная «форма» - что нужно как минимум по воскресеньям бывать на службах…

Но – нет… Тут мы плевали на эти «формы».

Как только какие-то «формы» требуют от нас напряжения и усилий – нет, уж извините, это не для нас.

Окрестим уж один раз – и забудем дорогу в храм. Больше ничего не нужно.

Вот еще одно глупейшее и грубейшее суеверие. Что, дескать, крещение само по себе самодостаточно, что больше ничего в плане веры делать не нужно, что дальше можно жить, так как жил раньше…

Удивительно! Просто удивительно!

Все равно, что для того, чтобы стать водителем, нужно один раз сесть за руль автомобиля…

Вот и получается, что большинство русских всего два раза бывают в храмах. И оба раза не по своей воле, и оба раза их приносят туда. И оба раза на руках.

На крещении и отпевании.

А, собственно, по-другому и быть не может.

Когда в душе нет настоящей веры – там могут жить только глупейшие суеверия, а суеверия и приводят к таким искажениям мировоззрения, что остается только диву даваться – как можно так жить?

А можно!.. А живут!.. А живем!..

Только живем на краю двух пропастей, в которые неизбежно сваливаемся – в неверие и суеверие.

Собственно, это даже не две, а одна пропасть, которая ожидает каждого человека, кто не обрел настоящей христианской веры.

Шмякнуться туда со всей своей русской дури, разбить на кусочки свою душу о неверие и раскидать эти кусочки по самых грубым и глупым суевериям.

Увы – это судьба большинства нашего народа.