Как покрасить? Чем? Что за квасцы? Сколько это все варить?
Вот что было в моей голове, когда я решила заняться этой темой. На какие-то вопросы я нашла ответ, на какие-то ищу. Этой заметкой хочу упорядочить все то, что я имею сейчас
Найти информацию оказалось довольно не просто. Может я неправильно формулировала запросы… От того каждая крупица была для меня ценна. Очень помог пинтерест — хорошие алгоритмы подбора похожих картинок делают свое дело. Увидев одно изображение по интересующей теме можно довольно долго переходить по аналогичным картинкам. А с них — читать статьи об окрашивании! Ютуб через пару-тройку дней понял, что меня интересует. И тоже начал подкидывать интересующие видео. Хотя буквально пару дней назад по тому же запросу мне выдавалось совершенно другое… Ну и обычный поиск в гугле никто не отменял
Из источников информации мне попадались русскоязычные форумы (середины 2010х годов), англоязычные блоги того же периода, видео исторических реконструкторов и художников по окрашиванию пряжи на ютубе
Пробую структурировать
✦ выбор материала
Материал должен быть натуральным. Растительного или животного происхождения. Исключение — полиамид, нейлон. Эти искусственные материалы по структуре своей схожи с шерстью. Поэтому их волокна окрашиваются очень схоже
Я решила изучать преимущественно шерсть
Шерсть очень хорошо принимает цвет. Она окрашивается ярче и насыщеннее, чем хлопок. Лен же поддается окраске очень слабо
Из личных наблюдений: чем более обработанная шерсть — тем насыщеннее получается цвет. Я пробовала окрашивать очень плохо обработанную козью шерсть (она прям пахнет козой) и турецкую носочную пряжу (75% шерсть суперваш и 25% полиамида). Обе пряжи окрасились, но разница очевидна. Козью я, конечно, мыла перед окрашиванием. Но длинные остевые волоски решили не окрашиваться
Мой выбор: шерстяная пряжа светлых оттенков. Вся около-белая палитра, светлый серые, светлые бежевые и т.п.
✦ протрава и модификаторы
✦ Квасцы — это соли металлов. Ими производят протравку шерсти для большей стойкости цвета и лучшего его налипания на волокна. Чаще всего под квасцами имеется ввиду алюмокалиевые квасцы. В бытовой жизни мы знаем их в виде солевых дезодорантов и присыпок для тех же самых целей
Химия ли это? Конечно химия, как и все то, что нас окружает. Та ли это химия, что ужасная-кровожадная? Нет. Квасцы исконно использовались для крашения. Это природные вещества, которые можно найти в кристаллическом виде. Сейчас же нам доступны квасцы без кучи примесей — химически чистые. Их то мы и заказываем в виде кристаллов или присыпок. Присыпки, кстати, больше похожи на соль
Алюмокалиевые квасцы — это то, что позволяет красителю закрепиться на шерсти. Чаще всего если окрашивание шерсти происходит без квасцов — краситель быстро вымоется и выцветет на солнце. В момент окрашивания этого мы не заметим, но в перспективе — очень даже. Как же происходит окрашивание? Волосинка шерсти как бы покрывается верхним прочным слоем в момент связывания частиц квасцов с частицами красителя. Образно говоря шерстинка покрывается цветным лаком.
Квасцы делают цвет более насыщенным и ярким
Кроме квасцов часто упоминаются железный и медный купорос, уксус и сода. Кто-то причисляет их к протраве, кто-то не упоминает вовсе. Я же отнесу их к модификаторам. Это совершенно не истина в последней инстанции, а лишь то, как информация уложилась в мою картину мира
✦ Что за модификатор? Что он делает и нужен ли?
Модификатор — это все то, что влияет на поучение результата окрашивания
Температура. Это довольно важный фактор. Общее правило — не кипятить. Ну вот ни при каких обстоятельствах. А то получите коричневый. Красивый цвет конечно, но если вы хотите розовенький, а получили коричневый — ну такое себе…
pH воды. Сюда же я отношу кислоту (она же уксус) и соду. От уровня кислотности/щелочности зависят оттенки окрашивания. Тут только экспериментировать с каждым конкретным красителем и записывать, что выходит
Касательно кислоты. Многие используют уксус как 5-9%, так и концентрат. Мне крайне неприятна мысль о том, дом будет пахнуть уксусом. Поэтому мой выбор — лимонная кислота. Она не пахнет, кислая и продается в виде порошка (гранулы чуть крупнее соли)
Железный купорос (железная вода, ржавчина). Он затемняет краситель. В большинстве случаев получаются цвета темные, серые, стремящиеся к черному. Чаще всего его используют во второй ванной
Медный купорос. Он зеленит краситель. Так же чаще используют как вторую ванную
Что за вторая ванная? Вот мы окрасили пряжу с квасцами и красителем. На этом моменте можно остановиться и радоваться полученному цвету. А можно на некоторое время (от пары секунд до нескольких минут) окунуть уже окрашенную пряжу в раствор купороса. И прямо у нас на глазах цвет изменится!
✦ и самое интересное - красители
Эта тема — обширнее некуда. Растения, грибы, ракушки, букашки… Чаще всего красят именно растениями. Цветами, листьями, стеблями, ветками, плодами, корой, корнями, всем растением целиком…
Для себя я выявила некоторые закономерности:
- все, что с дубильными веществами (и что вяжет на вкус) — можно использовать самостоятельно, без использования квасцов. Например это кожура от каштана, кора дуба, желуди
- все пищевое содержит нестойкие красители, которые со временем выцветут. От стирок или от солнца. В любом случае это неприятно
- у растений, которые обладают хорошими красящими свойствами в названии есть на это намек — слово «красильная/ый» (на латыни tinctoria). Эти растения проверены временем и из них более вероятно получится результат
Есть устоявшиеся красители, которые проверены не одной красильщицей. Например марена красильная. Корень этого растения можно купить в той же аптеке (а следовательно это — довольно легкодоступное вещество). Есть много примеров того, какой цвет с какими модификаторами можно получить. А еще это краситель красного цвета. А их не так много!
Вот с красителями и начинается огромное поле экспериментов. Я планирую брать уже имеющиеся данные о растениях и пытаться их повторять. Чтоб понимать какой результат можно получить и при каких условиях
Если поискать, то можно найти более-менее пошаговые инструкции того, как и чем красят. С фотографиями процесса и результата. А если повезет — процесс запечетлен на видео
Что же по пропорциям?
Общее правило:
100г шерсти
~10-30% квасцов
50-400г красителя
3-4л воды
✦ про квасцы:
Чем больше квасцов — тем ярче и насыщеннее цвет. С этим тоже можно экспериментировать. Можно протравливать шерсть до покраски, во время или после
Протравливать пряжу можно в районе 30-60 мин
✦ про красители:
50г — минимальное количество сухого веса хорошего красителя. Того, в котором вы уверены
100г — стандартный вес сухого красителя. Чаще всего используют именно эту пропорцию
300-400г — вес только что собранного красителя, например сорванной травы. Вес большой потому что в условной траве есть много воды
Можно замачивать красящий материал на 8-12-24 часа перед приготовлением красящего раствора. Сам раствор греют от 30 до нескольких часов в зависимости от растения. Авокадо томят ~30 мин, хвощ варят часа 2. Тут нужно смотреть на цвет раствора и замечать когда он перестает насыщаться еще больше
✦ про воду:
Воды должно быть столько, чтобы шерсть свободно плавала в емкости. Напомню, что ее лучше не кипятить ни при приготовлении раствора красителя, ни при окрашивании пряжи. Общее правило — 3-4 литра на 100г сухого материала, который будем красить
Сам процесс окрашивания
Ну вот вроде собрала всю теорию. Теперь что же за чем там идет… Пути могут быть разными. Попробую описать стандартный. Со 100г шерсти
Если шерсть в мотке — ее надо перемотать в пасму. Это можно сделать на специальном зонте, а можно и на ножках перевернутой табуретки, на спинках стульев, своем локте и т.п. Нам нужна петля из ниток. В 3-4 местах пасму нужно будет свободно перевязать, чтобы в процессе окрашивания нити не запутались. Делается это для равномерного пропитывания шерсти красителем
Замачиваем пряжу в обычной воде от часа до 12 часов. Как по мне — она и за пол часа становится полностью мокрой. Предполагается, что шесть уже мытая и чистая, а не прям с овечки. Если шерсть с ланолином (жиропотом, грязью и прочими прелестями) — ее конечно надо было бы помыть до окрашивания
Растворяем 10г квасцов в стакане кипятка. Набираем в кастрюлю 3-4 литра воды, заливаем туда квасцы и кладем мокрую пряжу. Теперь нас ждет увлекательные пол часа томления пасмы в кастрюле. КИПЯТИТЬ НЕЛЬЗЯ
Снимаем кастрюлю с огня и даем ей остыть. На этом этапе можно высушить пасму и далее использовать ее в окрашивании через какое-то время
Готовим красящий отвар. Берем 100г сухих растений, заливаем 3-4 л воды и греем около часа, чтобы вода окрасилась. Тут важное замечание про воду — состав воды сильно влияет на цвет. Дистиллированная вода, мягкая, жесткая, с какими примесями… Скажу лишь, что видела, как окрашивали в дистиллированной воде — цвет вышел блеклым. Но это был всего 1 эксперимент с ней.
По прошествии часа можно закладывать нашу протравленную шерсть. В зависимости от времени выдержки в растворе можно получить разные оттенки. Тут эксперименторовать можно бесконечно — от нескольких минут до часа и более. Опять же надо смотреть глазами когда краситель станет того оттенка, какого хочется или же когда цвет перестает насыщаться
Если экспериментируем дальше — пришло время для второй ванны. Тут можно развести раствор купоросов и окунать пряжу в них. Все визуально контролируется — от пары секунд до нескольких минут
По идее мы сделали все, что могли. И пряжу уже можно прополоскать и отправить сушиться. Можно оставить пряжу остывать в красильном отваре и после остывания — высушить ее без полоскания. Некоторые моют пряжу спустя несколько дней
Все! Я описала все о процессе, что смогла узнать
Можно сначала красить, а потом протравливать. Можно добавлять протравку в момент окрашивания. Я описала тот способ, которым буду пользоваться я. На мой взгляд он даст больше вариантов для экспериментирования с цветом. Ведь во второй ванне можно закислить цвет или добавить соды, зазеленить медным купоросом или затемнить железным купоросом. Можно разное время выдерживать пряжу в растворе для окрашивания