В DSM-5 есть диагноз "Устойчивое депрессивное расстройство". Это расстройство человек может отмечать у себя с подросткового возраста, когда в настроении преобладают грусть, беспокойство, ощущение безысходности, чувство вины; заметное снижение концентрации; самооценка центрируется на убеждениях в собственной беспомощности, неадекватности; реакции замедленные или, наоборот, присутствует моторное беспокойство, постоянные жалобы на недостаток или отсутствие энергии, практически ничего, или мало что, приносит удовольствие, нередко человек обеспокоен состоянием своего здоровья вследствие различных телесных симптомов. Это не просто накатившая грусть, а хроническая печаль, когда человек смотрит на мир словно сквозь тёмное стекло.
Вследствие хронического протекания расстройства, оно накладывает отпечаток на характер индивида.
Так одна клиентка в детстве помнит себя ещё весёлой, обожающей петь, рассказывать на публику стихи, но потом произошла череда психотравмирующих событий и она погрузилась в депрессию. Прежние черты куда-то испарились или появлялись в крайне редкие периоды.
Человек и понимает-то, что у него депрессия, только когда ему попадается информация об этом. В незнании он часто считает себя просто ленивым, медлительным и т.п. Такой негативный образ Я лишь усугубляет состояние.
В МКБ аналогом УДР является дистимическое расстройство.
Дистимия при отсутствии лечения может перейти в большое депрессивное расстройство - это тяжёлая форма депрессии.
Однако, прежде чем поставить диагноз "дистимическое расстройство", врач должен исключить болезни мозга, черепно-мозговые травмы, болезни щитовидной железы, расстройства ЖКТ, органические поражения мозга, инфекционный генез, отравление тяжёлыми металлами, нехватку витаминов, употребление ПАВ, эпизоды мании или гипомании.
Биохимическая причина депрессии.
Одной из причин может быть дисбаланс нейротрансмиттеров в головном мозге. Снижение секреции серотонина, норадреналина, дофамина приводит к депрессии. Повышенное содержание данных нейротрансмиттеров в синаптических щелях, напротив, обуславливает подъем настроения.
Психофизиологическая причина депрессии.
Джозеф А. Аннибали в своей книге "Тревожный мозг" объясняет, что человек начинает страдать депрессией оттого, что получает стрессовую нагрузку, превышающую порог его адаптационных возможностей. Сильный для данного индивида дистресс приводит к тому, что префронтальная кора его мозга, отвечающая за осознанность, теряет контроль над лимбической системой, и в результате человека начинают затапливать негативные мысли и чувства. Это можно сравнить с выбиванием пробок при превышении подачи тока. При хроническом дистрессе происходит нарушение работы мозговых структур.
Фрейд полагал, и небезосновательно, что важным источником склонности к депрессии являются расстройства привязанности, переживание преждевременной потери (слишком раннее отнятие от груди, отстраненный, холодный родитель, воспринимаемый как оставляющий и т.п.). Этой теме посвящён его труд "Скорбь и меланхолия".
Хорошая новость, что наш мозг пластичен и может развивать новые модели мышления и поведения, а, следовательно, и новые нейронные связи.
Роберт Лихи в книге "Победи депрессию прежде, чем она победит тебя" описывает основные модели восприятия и поведения человека с депрессией и как от этих моделей уходить. В схема-терапии такие модели называются схемами. Они дезадаптивны и формируются как способ защитной реакции на невозможность удовлетворить важную эмоциональную потребность.
Например, довольно часто человек с хронической депрессией имеет схему "Покинутость/Нестабильность". В основе этой схемы лежит убеждение, что любые отношения недолговременны и близкий обязательно рано или поздно покинет, поэтому он выбирает или не привязываться, не создавать близких связей, или очень зависим от тех, к кому привязался.
Схема" Пессимизм", в основе которой лежит убеждение "уже никогда не будет хорошо, не нужно на что-то рассчитывать", формируется как гиперкомпенсация при схеме "Эмоциональная депривация": ребёнок переживающий дефицит любви однажды принимает для себя решение ни на кого не рассчитывать и ни на что не надеяться.
Также депрессии сопутствует схема "дефективность" и "пунитивность": человек считает себя никчёмным, занимается самоунижением, убеждён, что заслуживает критики и наказания.
В данном случае он нуждается в добром, поддерживающем окружении, в формировании адаптивного взгляда на жизнь и на себя, в нейтрализации жёсткого внутреннего критика.
Человеку с депрессией очень важно соизмерять нагрузку, которую он собирается на себя взять, со своими возможностями, т.к. очень легко выгореть. Однако бездействие - это тоже зло. Нужно заставлять себя общаться с людьми, выполнять посильную работу, гулять даже если не хочется.
Ганс Селье в своей книге "Стресс без дистресса" описывает психофизиологические реакции организма на стресс, а так же стратегии, направленные на уменьшение стрессовой нагрузки.
Для поддержания гомеостаза нервной системы необходима развитая способность к интеграции личности. А интеграция достигается в процессе психотерапии.
Селье пишет о трехфазной природе приспособляемости (адаптации) к стрессу: 1. тревога ➡️ 2. сопротивляемость ➡️ 3. истощение.
Если человек будет неправильно распределять свои ресурсы, он быстро окажется в фазе истощения. Восстановление ресурсов - процесс не быстрый, на который может уйти год и более, а какие-то последствия бывают и вовсе необратимыми, когда от длительного дистресса начинают страдать органы.
Как вести себя с близким, страдающим депрессивным расстройством?
1. Необходимо поспособствовать тому, чтобы ваш близкий обратился за профессиональной помощью сначала к психиатру, потом к психотерапевту, психологу.
Психиатр назначит антидепрессанты при необходимости, а психолог поможет в решении жизненных дилемм, в формировании адаптивных навыков.
Полезно будет пройти психотерапию и вам.
2. Относитесь к нему так, как будто он лечится от серьёзного заболевания. Это действительно так.
3. Не говорите, что понимаете его. Возможно, вы не понимаете.
4. Если близкий - ваш партнёр, не воспринимайте на свой счёт его снижение интереса к сексу. Для депрессии такое типично.
5. Не закрывайтесь от отношений, проводите вместе время, сосредоточьтесь на том, что хорошего есть в ваших отношениях, поддерживайте новые начинания вашего близкого, его личностный рост.
6. Если ваши отношения непростые, осознайте и свой вклад в эти сложности, примите необходимость изменений. Сосредоточьтесь на действиях, а не на личности друг друга.
7. Способствуйте адаптивному мышлению вашего близкого. Подмечайте его и свои когнитивные искажения. Если депрессия у вашего ребёнка, чаще хвалите его, говорите о любви, уделяйте ему внимание (не только, когда он в депрессии), вселяйте уверенность в том, что практически с любыми сложностями можно справиться, избегайте излишней тревожности и пессимизма в своих словах, старайтесь вести себя жизнеутверждающе. Ваши фразы и модель поведения будут полезным интроектом, который ребёнок сможет усвоить при наличии тёплого, принимающего отношения. Если принятия нет, ребёнок может демонстрировать негативизм.
Когнитивные искажения