Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Газ всем! Ту-155 - самолёт который работал на водороде в СССР.

Оглавление

Когда-то, совсем давно, компания Airbus приняла решение, что следующее поколение её коммерческих самолетов будет эксплуатироваться на водороде. Однако для мира это уже не инновация так как первый пассажирский реактивный самолет на водороде взлетел с земли еще в 1980-х годах — в СССР.

Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?
Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?

Перенесёмся в прошлое. Жуковский... 15 апреля 1988 г... Туполев Ту-154Б готовится к взлету в аэропорту Раменское. Бело-голубой трехреактивный самолет с регистрационным номером СССР-85035 был построен в 1972 году и на первый взгляд почти ничем не отличался от обычных Ту-154, находившихся в постоянной эксплуатции Аэрофлота. Но внешность обманчива, потому что этот с виду неприметный лайнер станет венцом Туполевского КБ: Инженеры переоборудовали борт СССР-85035 в летающую лабораторию и дали ей обозначение Ту-155. 15 апреля 1988 года Ту-155 поднимается в воздух как первый в мире авиалайнер с водородным двигателем.

Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?
Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?

Пять лет успешых испытаний.

Когда известие об успешном первом полете Ту-155 разлетелось по миру мир издал своеобразный ропот: если в Европе в то время люди осмеливались в лучшем случае на абстрактные рассуждения в этом направлении, то мы фактически создали самолет, работающий на водороде, который мог летать. Однако стоит условиться, что Ту-155 — гибрид; Только правый из трех двигателей Кузнецова НК-8 — он теперь называется НК-88 — вот он то действительно работал на водороде. Тем не менее проект произвёл огромное впечатление на Западе. «Основываясь на первом полете Ту-155 в Советском Союзе, ученые подсчитали, что они имеют технологическое преимущество в этой области примерно на пять лет», — говорилось в тогдашнем выпуске англоязычных авиационных журналов.

Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?
Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?

В последующий период Ту-155 совершил более 100 испытательных полетов. Однако столь большой интерес Туполева был вызван не экологическими нормами, а тем, что водородное топливо в СССР стоило очень дёшево, хотя кто тогда считал деньги? С января 1989 года Туполев в первую очередь испытывал природный газ в качестве замены керосину. Идея базировалась на том, что ещё в 80-х годах, в СССР подсчитали, что к началу 2010-х годов сырая нефть может стать дефицитной, а керосин может стать соответственно дорогим. Тем более, водород можно было бы производить сравнительно дешево, особенно при термоядерном синтезе (СССР тогда был лидером по производству электроэнергии при помощи АЭС).

Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?
Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?

Проблемы и закрытие проекта.

Однако уже тогда туполевские инженеры столкнулись с тремя ключевыми проблемами: во-первых,, водород можно хранить только в жидком виде и при температуре минус 253 градусов по Цельсию. Во-вторых, водород дает столько же энергии на килограмм силы, сколько и керосин, но занимает в четыре раза больше места. В-третьих: сжиженый газ должен храниться под высоким давлением, для чего требуются цилиндрические или сферические резервуары, которые не могут быть размещены в полости крыла.
Все эти проблемы в конечном этоге привели к задержке производства, а поздее к полному закрытию. Кроме того, такие системы по технологиям того времени было невозможно назвать безопасными. Жаль, что Ту-155 так и не пошёл в серийное производство, хотя кто знает, вдруг Ту-155 ждали такие же проблемы и такое же забытие как Ту-144? Напишите в комментарии, возможно ли при современном уровне технологий создать водородный самолёт?

Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?
Как Туполев вошел в историю с водородным Ту-155?

На случай если хотите поддержать канал копейкой или, возможно, заказать статью на канал, то воспользуйтесь ссылкой: https://yoomoney.ru/to/4100110112653826

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.