Найти в Дзене

СИЗИФ: МАТЬ ЧУДОВИЩА ФРАНКЕНШТЕЙНА

В начале XIX столетия писатели, интересующиеся наукой, начинают расширять тематические горизонты своих сочинений. Ведь не единой астрономией жив человек! Кстати, человек чем не Вселенная? В будущем обращение интеллектуальной фантастики к человеку станет причиной появления настоящих шедевров, но первенство в этом направлении принадлежит очаровательной юной женщине, подарившей миру не просто очередное фантастическое произведение, а самый настоящий... кошмар! Мэри Уолстонкрафт Годвин, в замужестве Шелли, родилась в 1795 году в семье известного политического философа Уильяма Годвина. Мать будущей писательницы убежденная феминистка Мэри Уолстонкрафт умерла, когда девочке не исполнилось и месяца. Так что воспитателем дочери стал отец, который привил ей свои анархические взгляды, не дав при этом никакого формального образования. Впрочем, в те времена девушка даже из знатного рода могла и вовсе ничему не учиться, кроме светских манер. Юная Мэри смотрела на это иначе, и потому стала одной из са
Берни Райтсон. Иллюстрация к роману Мери Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников
Берни Райтсон. Иллюстрация к роману Мери Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников

В начале XIX столетия писатели, интересующиеся наукой, начинают расширять тематические горизонты своих сочинений. Ведь не единой астрономией жив человек! Кстати, человек чем не Вселенная? В будущем обращение интеллектуальной фантастики к человеку станет причиной появления настоящих шедевров, но первенство в этом направлении принадлежит очаровательной юной женщине, подарившей миру не просто очередное фантастическое произведение, а самый настоящий... кошмар!

Мэри Уолстонкрафт Годвин. Изображение взято из открытых источников
Мэри Уолстонкрафт Годвин. Изображение взято из открытых источников

Мэри Уолстонкрафт Годвин, в замужестве Шелли, родилась в 1795 году в семье известного политического философа Уильяма Годвина. Мать будущей писательницы убежденная феминистка Мэри Уолстонкрафт умерла, когда девочке не исполнилось и месяца. Так что воспитателем дочери стал отец, который привил ей свои анархические взгляды, не дав при этом никакого формального образования. Впрочем, в те времена девушка даже из знатного рода могла и вовсе ничему не учиться, кроме светских манер. Юная Мэри смотрела на это иначе, и потому стала одной из самых образованных женщин своего времени. В 1814 года она увлеклась одним из последователей своего отца, поэтом Перси Биши Шелли. Вопреки предрассудкам эпохи, Мэри не только открыто встречалась со своим избранником, но и совершила с ним заграничного путешествие, из которого вернулась уже беременной. Возлюбленный ее был женат и потому смог сочетаться браком с дочерью своего учителя лишь после самоубийства первой супруги.

Мэри Уолстонкрафт Годвин. Изображение взято из открытых источников
Мэри Уолстонкрафт Годвин. Изображение взято из открытых источников

Безвременные смерти сопровождали писательницу все ее жизнь. Из трех ее детей выжил только последний. Супруг утонул спустя шесть лет, после заключения брака. Рано ушел из жизни друг семьи лорд Байрон. Да и сама Мэри умерла в возрасте пятидесяти трех лет от опухоли головного мозга. В 1818 году выходит ее самый знаменитый роман "Франкенштейн, или Современный Прометей". Кроме него, Мэри Шелли написала еще шесть романов, в том числе и постапокалиптический "Последний человек", который достоин отдельной статьи. Скончалась писательница в середине столетия, в 1851 году, не подозревая, что стала родоначальницей целого пучка литературных направлений и создательницей одного из самых популярных персонажей в жанре хоррора.

Берни Райтсон. Иллюстрация к роману Мери Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников
Берни Райтсон. Иллюстрация к роману Мери Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников

Сырым и холодным летом 1816 года Мэри Годвин, в обществе своего возлюбленного Перси Шелли, его друга Джорджа Байрона и врача последнего Джона Полидори, скучала в Швейцарии. За окном лил дождь. На вилле Байрона пылали дрова в камине. Обстановка располагала к беседе о мрачных вещах. Вспомнили Эразма Дарвина, ученого, дедушку знаменитого Чарльза Дарвина, который (дед, а не внук) занимался гальванизацией мертвых организмов. Байрон предложил присутствующим написать по произведению о сверхъестественном. Так у Мэри родилась идея ее первого романа.

Берни Райтсон. Иллюстрация к роману Мери Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников
Берни Райтсон. Иллюстрация к роману Мери Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников

"Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино, - вспоминала впоследствии писательница. - Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нём проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца..." Последней фразой Мэри Шелли, сама того не подозревая, попала в нерв проблемы, которая будет занимать ее коллег через сто лет - к каким последствиям приведет самонадеянное стремление человека создать свое искусственное подобие?

Берни Райтсон. Иллюстрация к роману Мери Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников
Берни Райтсон. Иллюстрация к роману Мери Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников

Бытует представление, что Мэри Шелли написала готический роман ужасов, но это не так. Не ее вина, что киношники в ХХ веке выдернули из ее трагического произведения лишь образ чудовища, убивающего своего создателя. Безымянный монстр, созданный молодым амбициозным швейцарским ученым Виктором Франкенштейном из частей мертвых тел, в романе глубоко несчастное существо. Он способен мыслить и чувствовать, но кроме страха и отвращения, никаких иных чувств у встречных людей он не вызывает. В отчаянии чудовище отправляется на Северный полюс, потому что там люди, вроде, не живут. Увы, даже там он встречает этих назойливых, малоумных созданий. Впрочем, он конечно же монстр, убивающий детей и юных женщин, но вот вопрос: кто виноват в этом - он или его создатель?