Это место прям удивило. Никак не ожидала встретить в мусульманском регионе действующий христианский храм 10-го века постройки, да еще и расположенный на высоте 1300 метров над уровнем моря. А про красивейшие виды даже слов не нахожу чтобы описать, можно только созерцать с замиранием.
Шоанинский храм стоит на горе над пропастью. Внизу селение с необычным названием - село имени Коста Хетагурова (осетинского поэта). Заехать туда удобно по дороге на Теберду или Домбай. И с дороги его видно, правда, если голову поднять. В 7 км находится Карачаевск.
Храм был воздвигнут аланами в конце X века, в период интенсивной миссионерской деятельности Византии, но еще раньше здесь находилось одно из святилищ нартов. Христианские миссионеры стремились построить храмы взамен существующих языческих святилищ, что должно было символизировать победу истинной веры над язычеством.
Аланы – средневековые жители Северного Кавказа. Основные потомки алан - осетины, так же на родство претендуют ингуши, карачаевцы и балкарцы.
Нарты - древний, почти мифический горский народ, занимавший когда-то территорию Северного Кавказа, имеющий родственные связи с современными осетинами, абхазцами, кабардинцами, черкесами.
Церковь представляет собой купольный храм типа вписанного креста в классической византийской архитектурной традиции. Длина здания - 13 м, высота равна длине, ширина - 9 м. Сложен из местных камней. Но как на такой высоте и вообще на скале что-то раньше строили без машин и кранов, нам, хилым потомкам, не понять😉
В конце XIX века храм был объявлен церковью скита Александро-Афонского монастыря, там пристроили новые здания, которые сейчас присутствуют в виде остаточных руин, а сам храм стоит целёхонек.
К храму можно подъехать на машине совсем близко, но потом все равно идти вверх по ступенькам достаточно высоко.
Помещение внутри небольшое, привычной нам церковной планировки нет, никакой росписи нет, но иконы православные, разномастного исполнения и оформления, стоят в нишах и висят по стенам. Чисто, уютно несмотря на голые каменные стены, свет дневной в окошки пробивается.
В Храме две двери на противоположных сторонах, сначала заходишь в ту, к которой привела лестница, потом насквозь выходишь к мосту, ведущему к беседке-колокольне. В колокол можно ударить, загадав желание.
Службы в храме проводят в летнее время и нерегулярно. Чаще никого из служителей нет, только отдельные туристы и паломники, но порядок поддерживается каким-то ненавязчивым и незаметным способом. И еще при нас там была фотосессия свадебная – пара молодоженов и фотограф. Я прям обзавидовалась такой свадебной локации.
Да, имейте в виду, цивилизация в этом месте отсутствует в каком бы то ни было виде.
В 2016 году в России была выпущена в обращение серебряная памятная монета номиналом 3 рубля, посвящённая Шоанинскому храму.
По дороге из Домбая к Шаонинскому храму нашу группу еще высаживали на смотровой площадке у реки Уллу-Муруджу. Это узкая быстрая горная речка, впадающая в реку Теберду. Бежит по хвойному лесу. Интересная, конечно, но привозят нас сюда не столько чтобы посмоть, а поближе к месту, где специально торгуют всякой сувенирной всячиной для туристов.
Еще у нас по плану и по маршруту должно было быть озеро Кара-Кель, ну вот то ли мы там не останавливались, то ли оно у меня совсем незамеченным прошло, ни фото нет, ни воспоминаний. Вообще рек, озер и водопадов на Северном Кавказе много, вода в них сильная и быстрая. Несколько таких активных водоемов собрала в небольшое видео⬇
Но впечатлений от Домбая и старинного храма на день хватило с лихвой. А впереди был еще один день путешествия, к сожалению, последний.
О нём в следующей статье.