Вы когда-нибудь слышали слово "манхоллер"? Говорят, что это слово придумано и означает "человек, который любит канализационный люк". Куда мир катится? Вот вы любите канализационные люки? Я порой не только в любви, но даже в нейтральном отношении признаться не могу. Вот как можно любить люк с отсутствующей крышкой, из которого какая-нибудь ветка торчит, ее заботливые прохожие воткнули, чтобы никто не провалился.
Помню случай был, ехали мы с сыном по одной из улиц города. Что там за канализационный портал, неизвестно, только крышки люков были натыканы на каждых 5-10 метрах. Водитель чувствует себя хуже, чем на экзамене, когда нужно сделать «змейку», ведь на этой улице то люк на 10 сантиметров выше асфальта торчит, то провален в него на двадцать.
Или еще: в полуметре от моего подъезда две крышки люка, одна торчит, другая утоплена, объехать нельзя, расстояние не позволяет, вот машины и прыгают у меня под окном.
Может быть, я и осталась бы на негативе, если бы давным-давно не прочитала об искусстве канализационных люков. Возможно, вы тоже об этом знаете, но все равно давайте еще раз удивимся, что это может быть красиво и при этом технологически безопасно.
Внимание к канализационной системе
Вообще-то трудно представить, что кто-то задумался о том, что надо привлечь внимание к значимой роли канализации, ведь канализацию все считают чем-то грязным и противным, но при этом постоянно ею пользуются. А что является «лицом» канализационной системы? Правильно, люк!
Это происходило в 60-х годах в Японии, но первая дизайнерская крышка для люка была изготовлена много позднее, больше чем через 15 лет, когда на крышке вместо геометрического узора нанесли изображение маленьких рыб. Это было на Окинаве в 1978 году.
Дизайн канализационных люков
После этого каждый муниципалитет начал придумывать свои дизайны на канализационных люках – то, чем могли похвастаться в своем городе: достопримечательности, различные символы и т.д. Дизайн и цвет крышек люков не были регламентированы, пока обеспечивалась безопасность.
Говорят, к 2018 году их насчитывалось около 12 тысяч, сейчас, наверное, еще больше. Один из руководителей «Платформы канализации по связям с общественностью» (GKP) считает, что в других странах крышки безликие, потому что учитывается только их функциональность, а в их стране это стало культурным феноменом.
В настоящее время местные органы власти передают дилерам канализационных люков мотивы, которыми гордится местная местность, такие как цветы или живописные места, а производители создают дизайн в соответствии с мейнстримом. Есть также заранее разработанные эскизы со студенческих конкурсов живописи и эскизы дизайнеров.
В процессе развития искусства канализационных люков появились некоторые принципы в создании изображений, например, предлагают воздержаться от проектирования дизайнов со святынями и храмами, лицами известных людей, изображениями конкретных животных и птиц, потому что люк находится под ногами и было бы нехорошо на них наступать.
Популяризация и продвижение
В связи с тем, что разрисованные канализационные люки стали достопримечательностью и привлекают внимание туристов, в GKP стали выпускать много печатной продукции. Еще в 2016 году появился проект раздачи специальных карточек с изображениями крышек канализационных люков. На одной стороне карточки представлено фото крышки люка и её координаты, а на другой – информация о дизайне и что он обозначает.
Сами карточки бесплатные, но получить их можно в определенном учреждении в населённом пункте. Похоже на то, как мы собирали наклейки от спичечных коробков или дети - вкладыши от жевательной резинки, только надо было купить в магазине, а не ехать в какой-то город. Вот это подход! И популяризация канализационной системы, и развитие туризма!)) Это еще не все: если человек предъявляет карточку с канализационным люком, он может купить пиво в местном магазине или сувенир со скидкой. У люков, где размещен QR-код, можно с помощью его перейти на страницу с информацией о событиях, таких как местные фестивали, выставки или праздники.
Благодаря изобретательности местных органов власти также появилась различная сувенирная продукция: держатели карт, различные типы подставок, брелки, имитирующие дизайн люка, сувениры около 4 см в диаметре, изготовленные из настоящего материала для люков. А еще владельцы кафе и ресторанов используют специальные печати и формы с изображением местной достопримечательности, чтобы нанести оттиск на печенье или булочку. Креатив? Креатив!
Это еще что… Японцы пошли дальше и стали проводить «Саммит люков», который включает в себя выступления знаменитостей из разных областей, рассказывающих о своей любви к канализационным люкам, продажу товаров и различные развлечения.
Канализационные люки становятся предметами коллекционирования. Раньше при замене старых люков их отправляли на переработку, теперь же продают или сохраняют для истории.
Наверное, стоит подчеркнуть, что японцы в погоне за красотой не забывают о безопасности. После нанесения краски люки проверяют на состояние скольжения, чтобы оно не отличалось от дорожного покрытия, то есть чтобы не было очень скользким и, напротив, цепляющим, чтобы не становилось препятствием для передвижения. На крышках люков, где установлены пожарные гидранты, дополнительно наносят рисунок безопасной фосфоресцирующей краской, чтобы это было видно в темноте.
Вот такое оно, канализационное искусство… И как вам идея?
И имейте в виду: