Последний враг одновременно есть и первый враг. Он был врагом все время существования человека.
Это смерть. Смерть – это нечто большее, чем просто отделение души от тела. Это уже угроза небытия. Всему, что Бог дал бытие, есть благо. Увидел Он и подумал, всё хорошо весьма. Так что всё, что сотворено, не можем по сути быть злом. Небытие оно тогда, когда выходит из бытия, то есть проявляет зло. Словом все, что мы зовем злом является простым проявлением и плодом небытия.
"Все зло, которое есть на свете - говорят святые отцы не имеет бытия как такового, если оно действует, то просто извращает бытие. То есть не является предметом и чем-то существенным. Это просто бунт против Бога, Который есть "Бытием из всех бытий" и "Источником из всех существующих источников".
Движение к небытию может идти разными путями.
Христос описывает два из них. Оказывается, когда мы на кого-то гневаемся, мы совершаем убийство. Точно также, когда мы разжигаемся к кому-то блудной страстью, мы уже блудим, совершаем прелюбодеяние. То есть убийство, и прелюбодеяние являются таковым на уровне бытия.
То есть оба они направлены на умаление бытия ближнего. И по сути - это дела дьявола. Убийцы с самого начала.
Мы даже себя в течении дня не раз пытаемся убить. То есть совершаем множество похожих поступков.
Слушая тонкие движения своей души, мы часто тоже совершаем поступки, который умаливают наше бытие или даже небытие. Неверное мнение о себе, потребительской подход, тому, что имеем в шкафу, доме, семье лишает нас тревоги, отводит от истины. Христос ведь каждому говорил, что пришел, чтобы у каждого была жизнь и имели эту жизнь с избытком. Но под этим он подразумевает Себя как полноту бытия, Источником которого он Сам.
Это свойство современной культуры. Она часто сподвигает нас быть тем, кем мы не являемся.
Основа нашей жизни экономика, а основание блага – общение с Богом. "Ну нельзя служить Богу и мамоне сразу" – говорит Христос. Деньги сами по себе не являются греховными, но светски подход извратил их понимание, люди уже не могут правильно их использовать, вредят сами себе.
Основание блага - только Христос. Когда растение вырывают с корнем оно погибает, так и человек, когда он далёк от Бога, он тоже умирает, правда медленно и принимает множество разных форм.
Компас нашей культуры не способен давать жизнь, только благодаря Богу мы живем, движемся.
Мы не просто умираем, слушая неправильный компас, мы даже умираем причудливым образом.
Как только связь с Богом нарушается, происходит беззаконие. Внутренний закон, естественный компас ломается и это нарушение приводит к сбою.
Даже наши добрые действия могут стать разрушителями. Если раньше культура не делала нас добрыми, но побуждало к добру, отвращала от зла, то теперь мы наблюдаем обратное.
Бог дал намного больше, чем культура с его переменчивыми законами и нравами. Он дал нам, прежде всего, Церковь с ее преданием и жизнью в Таинствах.
Это нечто большее, чем защитные "кожаные одежды", под которыми святые отцы называют законы и обычаи мира.
И когда нам кто-то говорит о том, чтобы переменить церковное учение, чтобы примирились с нашими культурными нормами - не слушайте. Это не то, что должно игнорироваться, а дОлжно получить твёрдый отпор.
Наша культура - не равно жизни во Христе. Этот голос - голос смерти. Такой же лживый, как первый лживый шёпот в райском саду.
Жизнь Божия, данная нам в Церкви, пребывает вечно. Мы слышим это в каждом Его слове. Оно запечатлено в каждом камне и дереве, в каждом элементе, в каждой молекуле нашего тела.
"Я утешаюсь несколькими высказываниями, два из которых самых главных - говорит одни православный иерей:
1). Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
2). Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой.
Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава.... А слово Бога нашего пребудет Вечно.
А молитва моя:
О, Дыхание Божие, подуй в наш мир. Яви Свою жизнь в нашей жизни и спаси нас!