Говоря о потерях, мы часто подразумеваем, что это – удел взрослых, и что жизненные изменения обходят стороной детей и подростков, детство и отрочество которых «защищает» их от жизненных невзгод. Конечно, мы допускаем, что дети тоже сталкиваются со смертью, но это как будто их единственная серьезная потеря. Так ли это?
Что теряют подростки?
Когда в своих исследованиях мы спрашивали уже взрослых людей о кризисных ситуациях, которые им пришлось пережить в детстве, они называли поступление в детский сад и школу, переезд, насилие со стороны родителей, осознание собственной смертности, взросление. Осмысляя эти ситуации в настоящем времени, взрослые люди пытались найти в них не только потери, но и приобретения. Так, к потерям относили утрату доверия, искренности, наивности, снижение статуса родителей в глазах ребенка; приобретения же заключались в получении нового опыта, появившихся силе и терпении.
Подростки 13–14 лет также могут описать свой опыт столкновения с потерями. Для них, помимо смерти родственников, близких людей и домашних питомцев, наиболее часто встречающимися потерями являются потери друзей; значительно реже называются такие потери, как утрата материальных ценностей, значимой вещи детства (например, любимой игрушки) и потеря духовной ценности (например, уважения или чувства безопасности). Большинство детей переживают разрыв с друзьями в связи с различными жизненными изменениями, в том числе – по инициативе родителей: смена школы на более престижную, частые переезды на новые места жительства (квартиры, города, страны), запрет на общение с друзьями. При этом подростки зачастую оценивают равнозначно потерю друга и близкого человека, а в некоторых ситуациях потеря собаки может быть более значимой, чем потеря дедушки.
Как подростки относятся к своим потерям?
Интересно, что некоторые дети, осмысляя свой опыт столкновения с потерями, склонны относиться к ним философски, демонстрируя понимание того, что вместе с потерей в жизнь приходят и приобретения. Как сказал один подросток: «Утрата – это то, что мы отдаем, когда нам нужно что-то другое».
Разговор с подростками о потерях показывает, что те из них, кто может описать свой опыт переживания утрат, оценивают свой жизненный опыт в целом как более значимый. Осмысление ситуаций потери позволяет подросткам обратиться к важным философским и психологическим категориям (что такое смерть и бессмертие? в чем смысл жизни? почему случаются потери? можно ли было их предотвратить? есть ли моя вина или ответственность в произошедшем?), начать размышлять над явлениями жизни, что субъективно повышает для них значимость прожитого этапа. К тому же, опыт переживания потери способствует формированию у ребенка таких понятий, как время и бесконечность; преображение, превращение, трансформация; необратимость; случайность и т.д.
Что чувствуют подростки, переживая потерю?
Задавая этот вопрос подросткам, в ответ мы получили список чувств, насчитывающий около 40 наименований (!). Наиболее часто встречаемые чувства: горечь, грусть, обида, беспомощность, страх и одиночество.
Большинство подростков выражают свои чувства через плач. Некоторые же, наоборот, пытаются сдерживаться, отвлекая себя делами, и лишь единицы пытаются найти поддержку у родственников или друзей. Иногда переживания потери могут быть так глубоки, что выражаются в истериках, смехе или в состоянии ступора.
Чем отличается переживание потери у мальчиков и девочек?
Девочки, переживая какую-либо потерю, чаще мальчиков испытывают страх, одиночество и злость. Мальчики же чаще ощущают жалость и разочарование. При этом если девочки чаще пытаются найти причину произошедшего, то мальчики ищут ответы на вопросы о смысле и сущности жизни, смерти и бессмертия.
Интересно, что дети, справляясь со своими потерями, используют разные стратегии. Так, девочки пытаются «взять себя в руки», контролировать эмоции, а также найти замену потерянному или заняться какими-нибудь делами. Мальчики же в этих ситуациях чаще остаются бездеятельными, давая волю чувствам, плача и вспоминая то, что было утрачено.
Таким образом, переживание потери помогает приобрести, возможно, первый конструктивный и сознательный опыт преодоления жизненных трудностей и невзгод. Особенно если у подростков есть возможность выразить свои мысли и чувства, а также найти внутри себя то, что могло бы их поддержать. Несомненно, такой опыт не только добавляет подростку уверенности в своих силах, но позволяет сформировать свой взгляд на жизнь.
Такая внутренняя работа, проделываемая подростком, становится важной для его духовного развития и для формирования активной позиции в совладании с кризисными ситуациями, необходимой для всей последующей жизни. Это еще раз показывает, что в потерях есть место для приобретений и роста, независимо от возраста.
Если же детская потеря осталась незамеченной взрослыми, которые не помогли ребенку осмыслить ее и пережить, то такой опыт может поселить в его душе тревогу перед жизнью и страх перед смертью. Потеря же может навсегда остаться для него явлением непознанным и непонятным, а значит - опасным и пугающим.
Анастасия Баканова
Еще больше материалов из рубрики "Бережная поддержка" на нашем сайте памятьбесконечна.рф