И не стоит даже пробовать!
Хочу начать издалека – на уроках литературы в школьные годы нам преподносили «маленьких людей» в таком очень трагичном, беззащитном амплуа. Вот он так старается, зла ни на кого не держит, а его всё равно не уважают, и, в целом, по жизни ему не везёт. В этом, как мне кажется, прослеживается некая привлекательность образа – он пусть и совсем не большой человек, но зато добрый, с чистыми намерениями. Но что получится, если данный персонаж всё- таки будет способен на гнусные поступки?
Режиссёрское видение
Об этом нам расскажет Георгий Данелия. Без какой-либо радости, кстати говоря. Почему так?
Дело в том, что сам режиссёр называет свой фильм «печальной комедией». Думаю, этот жанр очень правильно звучит в нашем контексте. Вроде такое же значение, как и у "сатиры", но ощущается уже более тонко и точно. В результате мы получаем трагичный юмор - сначала смешно, а потом невольно задаёмся вопросом: «зачем он с ними так поступает?»
Преступление и наказание
Вырисовывается довольно удручающая картина - Андрей Бузыкин (которого играет фантастический Олег Басилашвили) уже далеко не молод. Вроде бы талантлив, но не особо успешен, так как не успевает сдать работу в сроки (возможно, из-за личностных проблем находится в творческом кризисе, что звучит логично). Не может за себя постоять, когда что- то не устраивает. Но при всём этом у него без особого труда получается постоянно лгать, чем он постепенно разбивал сразу два сердца.
Могу предположить, что корнем всей проблемы является его нерешительность и нежелание брать ответственность за свою жизнь (что так же означает - за свои поступки и слова). Но зато есть потребность угодить всем, от чего мало кому по итогу становится хорошо.
Иронично, что расплата за содеянное приходит к нему в тот момент, когда он решается стать чем-то большим, чем является на самом деле. Хотя, по логике, всё должно было пойти наоборот - он ощущает прилив уверенности, храбрости; говорит «нет», дабы отстоять свои границы; высказывает старшему по званию то, что думает о нём. После такого мы обычно ожидаем финального аккорда - герой молодец, преодолел свои страхи, стал лучшей версией себя, у которой в жизни сто пудово всё будет хорошо. Могло бы быть, но не в этом случае.
Я верю в карму и в то, что за всё нужно платить. В ситуации с нашим бедолажным человеком, после систематического ухода от себя и от того, за что он в ответе, даже несмотря на и так не особо сладкое бытие, всё только больше усугубляется. И никакой второй шанс не поможет, если ты и дальше будешь пытаться быть удобным для каждого. Учитывая, что кому-то из них ты приносишь боль, осознанно не желая ничего менять.
(Бес)сердечные диалоги
Не особо планировала уходить в психологический портрет и судьбу главного героя, но получилось как получилось. А теперь снова моя любимая рубрика с ци-та-та-ми, которые, без шуток, запали мне в душу:
« - Что-нибудь купить?
- Да, купи цветы. Секретарше.»
«Я же понимаю, что там ничего нельзя, а здесь всё можно.»
«Бегать и тут же убегать.»
« -Здравствуйте! Наша?
- Чужая.»
«Потому что я однолюбка. К сожалению.»
Не часто за просмотр нравится так много высказываний, поэтому за сценарий и работу с разговорной речью отдельный поклон.
Что же из этого следует?
Подытожить думаю вот чем - честность есть наш дар и настоящее сокровище. И лучше уж бояться до чёртиков, но говорить правду в лицо, чем из кожи вон лезть ради лицемерия, которое ни капли не красит человека. А ещё надо знать себе цену! (Тем, с кем плохо обращаются - в особенности.) И себе, и тем занятиям/вещам/людям, которых ты решил взять на свой жизненный путь. Надо быть верным своему выбору. Любить своё и не трогать не своё. И будет нам счастье.
Фильм получился очень философским и занятным. Здорово, когда дают много пищи для размышлений. От меня 9/10, буду и дальше с огромным интересом изучать великое советское кино!
P.S. Случайно наткнулась на этот смешнявый фотошоп, решила поделиться с вами! <3