Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.
Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.
Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.
Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы.
В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!
В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.
А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. С XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Революцию цвета произвела Екатерина Великая - именно она первая надела белое платье, положив начало новой традиции. Русские императрицы венчались в белых платьях стиля рококо. Не обошел стороной Россию и стиль «ампир» . В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример) . В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.
Но традиционный русский венчальный наряд в деревнях просуществовал до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.
После революции 1917 года отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, и о свадебной моде пришлось забыть. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни, не могло быть и речи. Начиная с 30-х гг и до 50-х такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые невесты сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных тканей.
Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е.
На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в не свадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.
80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Модны были шляпы вместо фаты и гипюровые платья из тканей привезенных из Сирии.
Сейчас в моде любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). Модны свадебные брючные костюмы. Можно купить готовое платье, можно сшить в ателье, если хочется чего-то необычного.
Главное чтобы вы в этот день и все последующие были счастливы!
Все использованные фотографии находятся в свободном доступе в интернете.
БУДУ БЛАГОДАРНА ЗА ПОДПИСКУ И КОММЕНТАРИИ!