Найти в Дзене
Пятая Цивилизация

И ещё раз про Японию. Кругосветка Путятина и другие приключения русских

Оглавление
Русское посольство глазами японцев. Яндекс Картинки
Русское посольство глазами японцев. Яндекс Картинки

Мы помним приключения русских в Японии 😀. Их было несколько. Первыми туда заглянули наши мореплаватели из команды Витуса Беринга. Это были Шпанберг и Вальтон (1739). Второе приключение было организованно Шелеховым и при непосредственном участии Адама Лаксмана только в 1792 году. Третье приключение было со знаменитым и знакомым нам по популярному высказыванию - адмиралом Крузенштерном уже с официальной дипмиссией во главе с Резановым (1804). Неудачной, кстати. Четвёртое же, очень драматическое, приключение русских в Японии случилось с Василием Головниным и его товарищами (1811), отбывшими 2 с лишним года в японском плену, но сдвинувшие дело с мёртвой точки благодаря своему мужеству и благородству. Да простят мои напоминалки те, кто это всё уже читал.

Прошло ещё какое-то время, в 1843 году граф Евфи́мий Васи́льевич Путя́тин, русский адмирал, государственный деятель и дипломат, представляет правительству свой проект по укреплению обороны Дальневосточных рубежей и всё-таки установить дипломатические и торговые отношения с Японией. Смотрите какой разрыв по времени. Проходит 30 лет после вызволения команды Головнина из японского плена, сменился император, появились первые консервы и паровые океанские суда. Однако!

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Правительству же и дела не было до Японии (хотя тогда же, в начале 19 века, по горячим следам можно было организовать дипмиссию). Но Николай I, по совету министра финансов Е. Ф. Канкрина (немецкого происхождения), и теперь отклоняет план Путятина. Создаётся впечатление, что советники императоров все как один - вредители.

Полу кругосветка Путятина на «Палладе».

О Путятине вспоминают только в 1852 году, когда над Россией замаячила новая угроза войны с Турцией. Как известно, союзниками Турции тогда (впрочем, как и всегда) были Англия и Франция. А это значило, что вступление в войну России грозило нападением союзников Турции на Дальнем Востоке и Аляске, как наиболее уязвимым в обороне границ, территориям.

В Петропавловске на Камчатке все чаще стали появляться английские и французские корабли, а так же как к себе домой стали заходить американские китобойные суда. Первые явно не с визитом вежливости, а вторые (американцы) работали, как говорится - и нашим, и вашим. К тому же до правительства дошли сведения о том, что американцы снарядили эскадру под командованием Мэттью Перри для установления торговых отношений с Японией. А кто первый их установит - у тех и все козыри.

Конечно же это не тот Мэттью Перри, но может его потомок
Конечно же это не тот Мэттью Перри, но может его потомок

Всё это с большим опозданием насторожило Николая I. С поддержкой Великого князя Константина Николаевича снаряжается экспедиция на Дальний Восток на фрегате «Паллада» под командой капитан-лейтенанта Ивана Семеновича Унковского. «Паллада» это был серьёзный корабль длиной 53 м, шириной почти 14. Водоизмещение 2090 тонн (!сравните с 900!). Был вооружён 52 пушками, укомплектованный экипажем из 426 матросов и офицеров.

Фрегат «Паллада». Википедия
Фрегат «Паллада». Википедия

Корабль вышел из Кронштадта в сторону Тихого океана 7 октября 1852 года. 30 октября фрегат стал на якорь в Портсмуте. На следующий день на «Палладу» прибыл вицеадмирал Путятин. С ним, в качестве секретаря, находился выдающийся русский писатель Иван Александрович Гончаров (позже он напишет книгу очерков «Фрегат „Паллада“»).

И.А. Гончаров. Яндекс Картинки
И.А. Гончаров. Яндекс Картинки

В Портсмуте к «Палладе» присоединилась шхуна с паровым двигателем (40 л.с.))) «Восток». Часть моряков перешла с «Паллады» на «Восток», а командовать шхуной «Восток» был назначен капитан-лейтенант Воин Андреевич Римский-Корсаков (старший брат известного русского композитора, между прочем!). К тому же Путятин послал бывшему в это время на Дальнем Востоке корвету «ОливУца» и судну Российско-американской компании «Князь Меншиков» приказание идти для встречи с ним к островам Бонин (где-то в Филиппинском море, возможно Хахадзима).

6 января 1853 г. «Паллада» и «Восток» вышли из Портсмута. Что интересно, частенько шхуну в, которая имела паровой двигатель, приходилось тащить на буксире. 11 апреля «Восток» отправился прямо в Гонконг, а «Паллада», зайдя по пути в порт Аньер-Кидул и в Сингапур, 13 июля пришла в Гонконг. Здесь в это время уже стояла шхуна «Восток». Окончательно вся эскадра в составе 4 кораблей: «Паллада», «Восток», «Оливуца» и «Князь Меншиков» воссоединяется, как и было запланировано, на островах Бонин.

10 августа все четыре судна пришли в Нагасаки, и Путятин начал переговоры с японским правительством. Вот что значит выражение - куй железо пока горячо! Не успели. 14 августа умирает японский сёгун и переговоры зашли в тупик.

«Оливуца» и «Восток» в Нагасаки. Википедия
«Оливуца» и «Восток» в Нагасаки. Википедия

Эх раз, ещё раз... Про Японию.

Тем временем, 21 августа, того же, 1853 года из Кронштадта к Дальнему Востоку направляется ещё один корабль. Парусный фрегат «Аврора», не путайте со знаменитым крейсером, хотя и парусный тёзка революционной «Авроры» был так же знаменит тем, что был по сути последним парусником, совершившим кругосветное плавание. Это был фрегат не хуже «Паллады», водоизмещением 1940 тонн. Длина его 49 м, штатное количество орудий 44, но по факту он нёс на борту 57 пушек, не считая мелкокалиберных орудий. Экипаж «Авроры» состоял из 300 человек.

Фрегат «Аврора». Википедия
Фрегат «Аврора». Википедия

Командовать фрегатом был назначен капитан-лейтенант Иван Николаевич Изыльметьев. Фрегат предназначался для усиления российского присутствия в Тихом океане и барражирования Охотского моря, в частности. Так же на борту направлялись на Дальний восток ставшие знаменитыми в будущем Г. И. Невельской, К. Ф. Литке, Н. А. Фесун, М. П. Тироль и другие передовые люди своего времени для управления логистикой и обороной Дальневосточных рубежей.

Поскольку тучи над Россией сгущались, грозя новой войной, действия правительства и военного командования были правильными, но запоздалыми. Отсюда, как говорится, и все дальнейшие проблемы и злоключения. Не успела «Аврора» выйти в море, как села на мель возле шведских берегов. С мели её сняли. Затем судно попадает в жесточайший шторм в Северном море. Штормом корабль был серьёзно повреждён, а так же поломало несколько находящихся на борту катеров. Ремонт в Портсмуте затянулся аж до 25 ноября.

Нужно ещё понимать, что и «Паллада» (1832 г. постройки), и «Авроры» (1835 г.) корабли уже «видавшие виды» и бороздили моря уже по 20 лет. И это всё ещё отразится на будущих событиях.

«Паллада» с эскадрой Путятина простояла в Нагасаки до ноября. Переговоры шли медленно - по-японски. Поэтому 11 ноября Путятин решил уйти в Шанхай для пополнения провизии и узнать новости из России, так как почта доходила только до Шанхая. Путятин беспокоился за состояние своего корабля, ввиду упомянутых выше обстоятельств, и уже отправлял в Петербург депешу о необходимости направить ему на замену другой корабль. 22 декабря эскадра вернулась в Нагасаки, и дипломатические переговоры возобновились.

Посольство Путятина глазами японцев. Википедия
Посольство Путятина глазами японцев. Википедия

И здесь бюрократическая машина сработала исправно. Видимо, она работает исправно только под угрозой непоправимых обстоятельств. Новенький фрегат «Диана» (2200 тонн), под командованием капитан-лейтенанта Степана Степановича Лесовского был послан на Дальний Восток по просьбе вице-адмирала Путятина на смену фрегату «Паллада». 4 октября 1853 года. Учитывая неудачу «Авроры» на старте, весь путь «Дианы» из Кронштадта до Северного моря, сопровождал буксирный пароход «Отважный»!

Фрегат «Диана» (предположительно). Яндекс Картинки
Фрегат «Диана» (предположительно). Яндекс Картинки

Через месяц безуспешных переговоров с японцами эскадра Путятина уходит к Сахалину, для описи береговой линии от границы с Кореей и до самого Татарского пролива и устья реки Амур. Ну и правда, чего простаивать за зря. При этом были описаны: открытая фрегатом бухта Посьет (названная так в честь старшего офицера «Паллады» капитан-лейтенанта Константина Николаевича Посьета), острова Римского-Корсакова в заливе Петра Великого (названные так в честь командира шхуны «Восток») и залив Ольги. Там теперь раскинулся наш знаменитый город Владивосток. После этого корвет «Оливуцу» по приказу Путятина следует на Камчатку.

8 апреля эскадра Путятина в третий раз возвращается в Нагасаки и отправляют шхуну Восток в Шанхай за новостями. Так что же всё-таки происходило в Японии? А дело в том, что Путятин прибыл в Японию через три дня (по одним данным, по Википедии - спустя месяц) после визита туда Мэттью Перри. Опоздали. Затем умирает Сёгун. Этим и объясняется то, что японские уполномоченные приняли письмо российского министра иностранных дел графа Нессельроде сёгуну только 9 сентября, спустя месяц, как эскадра Путятина прибыла в Японию. А потом, пока письмо шло в столицу, пока читали, писали ответ, ну сами понимаете... До конца декабря!

Путятин глазами японцев. Википедия
Путятин глазами японцев. Википедия

В Японию, как всегда, русские привезли кучу подарков и разные игрушки. В частности, Путятин продемонстрировал японцам действующий макет паровой машины. Зная японскую рангакусю и дотошность во всём, через некоторое время японский инженер-изобретатель Хисасигэ Танаке вдруг создаёт первый японский паровоз.

Японский паровой двигатель. Википедия
Японский паровой двигатель. Википедия

* * *

А тем временем «Аврора», обогнув мыс Горн, 3 апреля прибывает в Перу, порт Кальяо для пополнения запасов. Там в это время стояли английские и французские фрегаты под флагами контр-адмиралов Дэвида Прайса и де Пуанта. Так как вслед за Турцией войну России объявляет Англия и Франция, Прайс (гавнюк) предложил де Пуанту не выпускать российский фрегат из бухты. Француз оказался благоразумнее своего коллеги и не согласился на такое опаснейшее предложение. «Аврора», загнанная в угол могла в щепки разнести оба фрегата коалиции. Но война - есть война! 14 апреля «Аврора» вышла из Кальяо и в связи с непростой международной обстановкой направилась прямиком в Петропавловск, не заходя в Гонолулу.

Контр-адмирал Прайс. Яндекс Картинки
Контр-адмирал Прайс. Яндекс Картинки

Этот переход для «Авроры» был очень страшным. Во-первых, из-за тропических штормов, которые следовало переждать на Гавайях. Во-вторых, из-за длительности перехода без пополнения провизии две трети команды заболели цингой, в том числе и сам капитан Изыльметьев. Прибыв 19 июня в Петропавловск, он сдал командование фрегатом старшему офицеру капитан-лейтенанту Михаилу Петровичу Тиролю.

А «Диана», проделав тот же путь, что и «Аврора», только с некоторой задержкой 1 мая прибывает в Гонолулу на Гавайях, где узнаёт о начале войны, о том что эскадра Прайса рыщет в поисках Путятина и на «Диану» объявлена охота. За ней из Англии был отправлен пароходный фрегат. Лесовский так же срочно снимается с якоря и берёт курс на Дальний Восток к месту встречи в Ди-Кастри.

* * *

Ввиду тщетности Переговоров в Японии Путятин отправляется в Татарский пролив, где встретив «Восток», возвращавшуюся из Шанхая, узнаёт о начале войны, а также распоряжение генерал-губернатора Сибири Н. Н. Муравьева всем русским судам на Дальнем Востоке собраться в заливе Де-Кастри. 22 мая эскадра Путятина прибыла в Императорскую (Советскую) гавань в устье Амура. Созданная комиссия проведя экспертизу постановила, что «Паллада» не сможет дальше продолжать своё плавание ни обратно в Кронштадт, ни даже в Японию. Ей нужен капитальный ремонт.

«Паллада» в Нагасаки по-японски. Википедия
«Паллада» в Нагасаки по-японски. Википедия

11 июля 1854 года в Ди-Кастри приходит «Диана». По указанию генерал-губернатора графа Н. Н. Муравьёва были предприняты меры по снабжению фрегата провизией, а главное сухарями, для изготовления которых на мысе Лазарева была устроена пекарня, чтобы корабль смог отправиться в Японию. Путятин перебирается на «Диану» и готовит эскадру ещё раз, к четвёртому походу в Японию. Часть команды с «Паллады» также переходит на «Диану». «Палладу» было решено перевести на стоянку подальше, вверх течения Амура, но даже сняв с неё всё мысленное оборудование и балласт её осадка не позволяла транспортировку по отмелям Амура.

Под охраной 14 матросов во главе с подпоручиком Кузнецовым «Палладу» оставили в дальней бухте Императорской гавани на зимовку. В инструкции, данной Кузнецову, было предписано «... в случае входа неприятеля в гавань сжечь фрегат, а самому стараться достигнуть берегом до заселений на Амуре». По мере сил матросы, откачивая из трюма воду, а зимой обкалывая лёд, старались сохранить корабль. Как оказалась, Императорская гавань была последним пристанищем для фрегата.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Но это не конец всех приключений наших героев, а, я бы даже сказал, только начало. Но об этом в следующей статье.