Найти в Дзене
Академия Hard&Soft

Страсти по Аленке

Оглавление

Сегодня Всемирный день шоколада, так что радуем вас историей одного из самых известных русских брендов - в разрезе защиты интеллектуальной собственности, конечно же.

#защита_ИС #интеллектуальная_собственность #товарные_знаки #кейсы

Аленка против Алины

В 2011 году Кондитерская фабрика «Октябрь», выпускающая шоколад «Алёнка», потребовала взыскать с фабрики «Славянка» 310 млн. рублей. Дело в том, что упаковка конфет «Алина», выпускаемых «Славянкой», имела изображение, похожее на девочку с упаковки «Алёнки». Итог немного предсказуем: иск был частично удовлетворён.

Не такая уж известная?

Вдохновившись этой победой, компания в 2015 году попыталась добиться от Роспатента признания обозначения "Алёнка" общеизвестным в РФ. Для чего это было нужно? Признание обозначения общеизвестным дает правообладателю дополнительные привилегии. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Кроме того, она распространяется на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.

Увы, этот маневр тогда бренду не удался. Фабрика не смогла предоставить материалы, подтверждающие проведение масштабной рекламной кампании шоколада. Также в решении отмечалось, что "Красный Октябрь" использует бренд "Алёнка" недостаточно долго для того, чтобы потребители воспринимали его исключительно как средство маркировки шоколада, изготовленного этим производителем.

Недостаточным доказательством Роспатент посчитал и результаты социологического опроса, проведенного аналитическим центром Левада. По результатам этого опроса 99% россиян назвали "Аленку" в числе известных им брендов шоколада.

Елена против Аленки

А началась эта история в 1965 году. Руководство фабрики "Красный Октябрь" через газету «Вечерняя Москва» объявило конкурс на фотографию для оформления молочной шоколадки. В конкурсе победила фотография заслуженного работника культуры РСФСР Александра Геринаса, которую тот сделал в 1960 году. На фотографии была изображена восьмимесячная дочь Геринаса Елена в шёлковом платке. Заметим, что фотография маленькой Елены Геринас не была, что называется, эксклюзивной: она уже появилась в журнале «Советское фото», а затем она обложке журнала «Здоровье».

Фотографию переработал художник кондитерской фабрики. По сравнению с исходной фотографией девочка стала голубоглазой, у неё изменился рот, овал лица и направление взгляда. В таком виде обёртка шоколада начала издаваться с 1965 года и существует – по сей день.

В феврале 2000 года уже взрослая Елена Геринас подала против «Красного Октября» иск на 5 млн рублей о защите нарушенного авторского права, требуя компенсации и заключения лицензионного договора. Суд длился более двух с половиной лет, и в итоге после фото- и искусствоведческой экспертизы суд пришёл к выводу, что изображение на этикетке шоколада «Алёнка» является новым самостоятельным произведением из-за упомянутых выше отличий рисунка от исходной фотографии.

-2

Сам факт использования фотографии Геринас в качестве образца, по мнению суда, никаких её прав не затрагивал и не нарушал.

Московская Аленка против питерской

С конца шестидесятых «Алёнку» выпускало множество кондитерских фабрик по всему СССР. Но зарегистрировал товарный знак лишь «Красный Октябрь». Впоследствии это послужило поводом к обращению холдинга «Объединённые кондитеры» в Федеральную антимонопольную службу с требованием прекратить продолжать выпускать данную марку шоколада на фабрике имени Крупской в Санкт-Петербурге.

К решению прилагались данные ВЦИОМ, согласно которым большинство респондентов посчитали шоколадки обоих производителей схожими. И несмотря на несколько другое название («Озорная Алёнка», «Крупская Алёнка»), отличающийся дизайн и рисунок обёртки петербургской шоколадки (Алёнка значительно взрослее и держит в руках букет полевых цветов), а также заявления петербургской стороны об использовании советской рецептуры, решение было принято в пользу московского производителя.

За недобросовестную конкуренцию фабрика имени Крупской была также оштрафована на сумму свыше 2 млн рублей.

-3