Найти тему

Первый конкурс на «Малом Нуреевском»

В самых последних числах октября в Башкирском хореографическом колледже им. Р. Нуреева при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан и Фонда Рудольфа Нуреева состоялся IV Международный фестиваль-конкурс хореографических училищ (колледжей) и академий «Малый Нуреевский». Как следует из названия (и места, кстати!), этот фестиваль, а с этого года ещё и конкурс, стал своего рода продолжением «взрослого» Нуреевского фестиваля, проходящего в Уфе. Но главное — «Малый Нуреевский» принимает юных артистов именно здесь, на башкирской земле, где сделал свои первые шаги в балетном искусстве легендарный и гениальный танцовщик.

Первый конкурс на «Малом Нуреевском»
Первый конкурс на «Малом Нуреевском»

Автор — Алиса Сабирова

Как растёт фестиваль, почему в нём теперь появилась конкурсная составляющая, что нового происходит в младшей ступени обучения классическому балету — об этом рассказала мне директор БХК им. Р. Нуреева заслуженный деятель искусств РБ Олия Вильданова.
— Олия Галеевна, изначальная задача фестиваля «Малый Нуреевский» — это обмен опытом среди студентов училищ, их преподавателей и знаменитых танцовщиков?
— Да, конечно. К нам с удовольствием приезжают балетные школы, мы всегда приглашаем опытных педагогов для проведения мастер-классов, готовим концертные номера, программы, даже спектакли. Но до нынешнего года на фестивале не было никакого жюри и конкурсантов. У нас были почётные гости, в частности, ученик Нуреева, ныне балетмейстер и представитель Фонда Рудольфа Нуреева Шарль Жюд, генеральный директор Международной Федерации балетных конкурсов, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Александрович Усанов, главный редактор Всероссийского журнала «Балет», заслуженный деятель искусств РФ Валерия Иосифовна Уральская (она с нами, кстати, с самого первого нашего фестиваля).
— А откуда возникла идея проводить конкурс в рамках фестиваля?
— Вероятно, эта идея, что называется, витала в воздухе. Посудите сами: мы проводим фестиваль для начинающих артистов, они танцуют похожую программу — кто-то так, кто-то иначе, — и невольно возникают сравнения. Когда на прошлом фестивале я поделилась этой идеей с Усановым (гендиректором Международной федерации балетных конкурсов!), он мне прямо сказал: «Да, вам пора проводить конкурс. Неужели вы так и останетесь фестивалем?» И в процессе подготовки он оказывал постоянную поддержку, что-то подсказывал.
— Кто вошёл в жюри?
— Кроме тех, о ком я говорила, а это — Валерия Уральская и Сергей Усанов, в составе жюри были профессор Санкт-Петербургской консерватории (зав. кафедрой режиссуры балета), заслуженный деятель искусств РФ Александр Михайлович Полубенцев и профессор Европейской академии балета г. Санкт-Пёльтен (Австрия), лауреат международных конкурсов балетмейстеров Вакиль Александрович Усманов. Жюри наше, на мой взгляд, работало профессионально, оценивало всех участников абсолютно беспристрастно. Вероятно, поэтому нам как хозяевам фестиваля не было дано никаких преференций (хотя и целых пять лауреатов), и большинство призов увезла якутская «команда».
— Как интересно! А сколь широк, скажем так, географический охват, ведь «Малый Нуреевский» уже имеет статус международного?
— Мы стараемся «расширять границы». В этом году приняли участие представители хореографических школ из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Красноярска, Воронежа, Улан-Удэ, Якутска, Екатеринбурга и Саратова. Из стран ближнего зарубежья к нам приехали студенты академий танца и хореографических училищ Нур-Султана и Алма-Аты (Казахстан), Ташкента (Узбекистан), Бишкека (Киргизия) и Минска (Белоруссия). Многие участники уже постоянно приезжают к нам, и все очень тепло отзываются о доброжелательной атмосфере, царящей на фестивале, а также подчёркивают, что программа получилась очень насыщенной. Судите сами: в первый день мы провели церемонию открытия и II тур конкурса (I тур проводился онлайн). Уже традиционно во второй день прошли два мастер-класса для всех участников: мужского — от ведущего педагога и художественного руководителя Пермского государственного хореографического училища Владимира Николаевича Толстухина, и женский — от старшего преподавателя кафедры классического танца Московской государственной академии хореографии Елены Александровны Бобровой. Затем прошёл конкурс «Импровизация», и о нём, на мой взгляд, нужно рассказать подробнее. Кроме того, что он тоже проводился впервые (его инициатором выступил «адепт» современной хореографии Вакиль Усманов), он был своеобразным факультативом и показал многих участников совсем с другой стороны. На подготовку своей импровизации по заданной теме был всего один вечер, и просмотрев 18 номеров жюри определило двух лауреатов I премии: в номинации «классический танец» Одинцов Иван (Якутская балетная школа им. А. и Н. Посельских); в номинации «народно-сценический танец» наш Сайгафаров Рустем (БХК им. Р. Нуреева). Очень запоминающейся стала импровизация учащейся Ярцевой Карины (Саратовский областной колледж искусств), и жюри приняло решение представить этот номер на Гала-концерт.
Под руководством Валерии Уральской состоялся круглый стол, где обсуждались актуальные проблемы хореографического образования. На третий день был проведён III тур, после чего жюри огласило результаты конкурса. Ну и традиционно завершился фестиваль праздничным торжественным Гала-концертом.
Увы, не все приглашённые, по разным причинам, смогли прибыть к нам. Но к большой радости, нас всё-таки посетила представительница Фонда Рудольфа Нуреева, лётчица и писательница, француженка Мартин Ге. Эта удивительная женщина презентовала свою книгу «Ночные ведьмы. Дневные фурии. Советские летчицы в 1941–1945 годы», рассказывающую о подвиге советских лётчиц-истребителей в Великой Отечественной войне. Почему я говорю о ней — огромную поддержку в проведении нашего фестиваля-конкурса оказал Фонд Рудольфа Нуреева, и надеюсь, что он продолжит своё участие.
— Невероятно насыщенная программа! Что необычного или нового приготовили ваши студенты на фестиваль?
— Специально к открытию фестиваля для наших гостей были подготовлены новые номера: «Па-де-катр» на музыку Ц. Пуни (хореография Вакиля Усманова) и «Проказницы» (хореография Файзи Гаскарова). Конечно же, я рада за наших студентов — за всех, кто участвовал и готовился, и отмечу победителей. Лауреатом I премии в номинации «классический танец» (младшая группа) стала Анна Маэдзима (Япония). В номинации «классический танец» (старшая группа) в сложном состязании звание лауреата II премии завоевала Анастасия Каплина. В номинации «народно-сценический танец»: лауреаты II премии — студенты Даниил Хасанов и Роберт Гараев; лауреат III премии — Ильнур Галимов. В конкурсе «Импровизация» (народно-сценический танец) лучшим стал Сайгафаров Рустем.
Мне вообще хотелось бы подчеркнуть без ложной скромности, что «Малый Нуреевский» прошёл на высоком профессиональном уровне. Сколько тёплых и даже восторженных слов было сказано, это нам очень приятно. Впервые фестиваль стал и конкурсом — и это тоже огромный опыт, который оказался очень ценным, мы ясно представляем, в каком направлении нам двигаться дальше. Повторю слова Сергея Александровича Усанова: «этот конкурс дал необходимый импульс для последующих творческих поисков, в котором есть победители, но нет побежденных». Мы полны сил и вдохновения и готовы идти вперёд, преодолевая возможные трудности, чтобы дарить радость нашим зрителям!
Хочется от всей души пожелать фестивалю-конкурсу «Малый Нуреевский» новых открытий и новых имён, ведь это поистине лицо Республики Башкортостан в области культуры.

Первый конкурс на «Малом Нуреевском»
Первый конкурс на «Малом Нуреевском»