Найти в Дзене
Свирь Сергеев

Словно витязь на распутье: Турецкий "безвиз" и НАТО

Сладкая морковка в виде безвиза с ЕС вновь актуальна. В этот раз на неё ловят Анкару. Гарантом предоставления выступают Соединённые штаты. Ответным жестом Турция соглашается с притязаниями Швеции на членство в НАТО и отказывается от своих требований к Стокгольму по курдскому вопросу. Элегантная многоходовка с участием нескольких заинтересованных сторон в канун саммита Североатлантического альянса, подогрела ажиотаж к самому мероприятию. Вместо необходимости отвечать на неудобные вопросы, появился повод обсудить глобальные перспективы и собственные победы. И всё это несмотря на то, как сильно стороны пытались отсрочить неизбежное. За Швецию говорят поступки. Разрешение Стокгольма сжигать главную святыню исламского мира в тот самый день, когда верующие мусульмане отмечали долгожданное окончание поста и праздновали Курбан-байрам, не кажется знаком примирения по отношению к турецкому народу. Громкие заявления и сомнительные поступки не могли привести к желаемому результату. Турция, как вт
Реджеп Тайип Эрдоган, Йенс Столтенберг и Ульф Кристерссон
Реджеп Тайип Эрдоган, Йенс Столтенберг и Ульф Кристерссон

Сладкая морковка в виде безвиза с ЕС вновь актуальна. В этот раз на неё ловят Анкару. Гарантом предоставления выступают Соединённые штаты. Ответным жестом Турция соглашается с притязаниями Швеции на членство в НАТО и отказывается от своих требований к Стокгольму по курдскому вопросу.

Элегантная многоходовка с участием нескольких заинтересованных сторон в канун саммита Североатлантического альянса, подогрела ажиотаж к самому мероприятию. Вместо необходимости отвечать на неудобные вопросы, появился повод обсудить глобальные перспективы и собственные победы. И всё это несмотря на то, как сильно стороны пытались отсрочить неизбежное.

За Швецию говорят поступки. Разрешение Стокгольма сжигать главную святыню исламского мира в тот самый день, когда верующие мусульмане отмечали долгожданное окончание поста и праздновали Курбан-байрам, не кажется знаком примирения по отношению к турецкому народу. Громкие заявления и сомнительные поступки не могли привести к желаемому результату.

Турция, как вторая сторона в этом затянувшемся противостоянии, пытается превратиться в глобального игрока, и играет сразу же на всех инструментах. Ожиданию членства в ЕС двадцать лет. Вместо продвижения, только обвинения и новые обиды.

Накануне саммита НАТО, Анкара вспомнила про союзнические отношения с ЕС и потребовала гарантий, за отказ от блокировки заявки Швеции на вступление в Североатлантический альянс.

Предпринимаемые шаги Анкары и Стокгольма отдаляли их друг от друга не только географически, но и политически. Всё разрешилось благополучно, как только фея из США решила всех померить. Турции пообещали всё то, чего она столько лет добивалась, а Швеция получила гарантии на попадание в члены альянса.

Красивая сказка, срежиссированная по голливудским законам, рискует оказаться психологическим триллером или фокусом иллюзиониста. Предоставление Анкаре американских самолётов может затянуться на многие годы. Турция ведь не отказалась от российских комплексов С-400.

Ещё одним интересным пунктом в отношениях ЕС и Турции является, вступление Анкары в Евросоюз и открытие границ. Не так много времени прошло с тех пор, когда Эрдогана обвиняли в создании миграционного кризиса в Европе. Открытие границ позволит мигрантам из южных стран беспрепятственно попасть в райские кущи ЕС. Вряд ли Брюссель решится пойти на такой шаг.

Также, США и членов НАТО не может, не смущать тесное сотрудничество Анкары с Москвой. Подчинение Турции общеевропейским законам не позволит реализоваться планам о Великом Туркестане и сплотить вокруг себя тюркоязычные народы.

Обещание в кратчайшие сроки разобраться с безвизовым режимом для жителей Турции не более, чем красивый жест. Эрдоган таким образом решает свои внутренние задачи, а ЕС свои.

Говорить же о Швеции особенно не приходится, так как все поступки и действия Стокгольм совершает при участии вышестоящих органов управления.

Что выйдет из громких слов политиков, покажет время. Для России расклад ничего не меняет. Москве, как и прежде необходимо разобраться в своих внутренних делах.