Найти тему
АБУЛИЯ

Мода и авангард

Оглавление

Мода, как и любое искусство, чувствительно к общественным веяниям. Авангард стал художественным направлением нового времени, с новыми кризисами и технологиями, и повлиял на живопись, музыку, кино и людей. В этой статье рассмотрим, как авангард вторгся в мир моды и навсегда изменил наш взгляд на одежду.

С чего всё началось?

В газетах появились объявления о футуристических вечеринках и прогулках по Москве. Михаил Ларионов, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и другие русские авангардисты гуляли по Кузнецкому мосту, по Тверской, по Столешниковому переулку, по улицам, где текла «модная» жизнь. На этих мероприятиях художники были готовы раскрасить лица любым желающим.

Для объяснения этой практики был выпущен манифест «Почему мы раскрашиваемся?» (1913), в котором Ларионов заявил, что таким образом искусство вторгается в жизнь. Это сработало. И уже через какое-то время люди стали обращаться к Ларионову за уникальным рисунком. Интересно, что женщинам Ларионов раскрашивал не лица, а грудь: на женской груди красовались лучи, которые так любил художник. Позже Ларионов стал давать народу стильные рекомендации. По его мнению, мужчинам стоит отказаться от неудобных накрахмаленных рубашек в пользу мягких; брюки должны быть вверху широкие, внизу сужены, зимой длинные, а летом короткие, открытая часть ног татуируется; пиджаки должны застегиваться на необычные разноцветные пуговицы, также на рукаве пиджака необходима вышивка. В то время мода требовала строгих костюмов и хоть какие-то яркие элементы были немыслимы. Однако всё же глобальные изменения возникли чуть позже и были связаны с революцией в 1917 году, а именно внедрением идеи социализма.

-2

-3

Серьёзные изменения и возможное создание нормкора.

Надежда Ламанова до революции была поставщиком нарядов для царской семьи. После революции она осталась на Родине и создавала уже не изысканные наряды, а костюмы для более широкой массы. Она работала во многих государственных организациях, в 1919-1925 заведовала мастерской современного костюма, которая в своё время стала местом модных экспериментов. Наиболее значимым в то время стало создание новых форм в одежде. В этот период она подружилась с Верой Мухиной (которая впоследствии стала знаменита благодаря скульптурной группе «Рабочий и колхозница»). В 1925 году девушки опубликовали альбом с выкройками «Искусство в быту», целью которого было показать каждой женщине рабочего класса красоту формы, цвета и материала.

альбом "Искусство в быту" 1925
альбом "Искусство в быту" 1925

альбом "Искусство в быту" 1925
альбом "Искусство в быту" 1925

Следующий и наиболее серьёзный этап в развитии новой моды связан с художниками-конструктивистами, так как они в первую очередь хотели видеть костюм практичным, функциональным и удобным, а внешний вид заменялся целесообразностью. Основную роль в развитии нового стиля сыграли работы Владимира Татлина, который отрёкся от моды и одевался в то, в чём ему было комфортно. В 1924 году он занимался со своими коллегами разработками повседневной «нормаль» одежды, которая противопоставлялась модным, стесняющим движения костюмам (Не кажется ли, что это напоминает нормкор – стиль, который характеризуется выбором обычной и удобной одежды?).

-6

-7

Идеи Татлина прочно перекликались с идеями Варвары Степановой – художницей и женой Александра Родченко, знаменитого фотографа и художественного деятеля ХХ века. В статье «КОСТЮМ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ – ПРОЗОДЕЖДА» она писала:

Витрины магазинов с выставленными в них моделями костюмов на восковых манекенах, становятся эстетическим пережитком. Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмысленна машина вне работы ею производимой.

Вся декоративная и украшающая сторона одежды уничтожается лозунгом: «удобство и целесообразность костюма для данной производственной функции.

По ее мнению, одежда должна делиться на две категории: прозодежда (производственная одежда) – «рабочий костюм, отличающийся и по профессии и по производству» и спортодежда – «подчиняется всем основным требованиям прозодежды и видоизменяется в зависимости от характера спорта». Особое место в прозодежде занимала спецодежда, которая имела более точные требования костюма: одежда для хирурга, для пилота, для актёра и т.д.

прозодежда актера
прозодежда актера

спортодежда
спортодежда

Александр Родченко в прозодежде художника
Александр Родченко в прозодежде художника

Однако среди новаторов остались и те, для которых эстетичность костюма была так же важна, как и утилитарность. Александра Экстер в своих работах умело совмещала простоту и изящность. Большое внимание уделялось грамотной работе с материалом и подбору цветов. Самым инновационным в её работах было, на мой взгляд, создание функциональной одежды, которая за счёт раздельных частей, могла менять форму, цвет и назначение. Любовь к сложным формам нашла отражение в созданных ею костюмах для фильма «Аэлита».

костюмы-трансформеры Александры Экстер
костюмы-трансформеры Александры Экстер

костюмы-трансформеры Александры Экстер
костюмы-трансформеры Александры Экстер
костюмы Александры Экстер для фильма "Аэлита" (1924)
костюмы Александры Экстер для фильма "Аэлита" (1924)

Космонавтика, футуризм, унисекс и новый взгляд на женскую моду.


Да, мы поняли, как авангард внедрился в русскую моду. Но как обстояли дела на западе?
В 1961 году лётчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый полёт на орбиту Земли. Это событие позволило по-новому посмотреть на место человека в масштабах вселенной. Стало ясно, что совсем скоро всё человечество отправится покорять космос. Будущее не за горами, и буквально все сферы жизни наполнились футуризмом. Особенно вдохновился космонативной дизайнер Пьер Карден: в 1964 году он выпустил коллекцию «Cosmocorps» (в переводе на русский «Эра космоса»).

коллекция "Cosmocorps"
коллекция "Cosmocorps"

Сам дизайнер говорил, что на создание коллекции его вдохновила Валентина Терешкова, с которой позже они подружились. Коллекция была фантазией о том, как будут одеваться люди в космосе. В первую очередь это геометрические причудливые формы, унисекс, и конечно, прозрачные шлемы. В коллекции дизайнер отдал предпочтение искусственным материалам: пластику, металлу, винилу. Помимо этого, Пьер Карден изобрёл собственную ткань – кардин, которая отличалась особой прочностью, а при использовании термопресса ей можно было придать любую форму.

Говоря об авангарде в моде, нельзя не упомянуть об Андре Курреже, французском дизайнере подарившему женщинам чувство свободы. В 1964 году он так же выпустил коллекцию «Moon girl» («Лунная девушка»), посвященную космосу. Как и Пьер Каден, он использовал геометрию, пластик и металл. Однако большее влияние на мир моды он оказал, выпустив на подиум моделей в мини-юбках. Также он является одним из основоположников минимализма. Дизайнер имел пристрастие к чистой конструкции. Он вдохновлялся мужским гардеробом, считая его практичным и удобным для современной женщины.

коллекция "Moon girl"
коллекция "Moon girl"
Андре Курреж и модели в мини-юбках
Андре Курреж и модели в мини-юбках

Немаловажно отметить Ив Сен-Лорана, по праву считающегося создателем унисекса. В 1962 году он представил миру коллекцию, показав новые модели плащей, хлопчатобумажных курток, дождевиков и, самое главное (!), шикарных и в то же время практичных женских брючных костюмов.

-17