Одна из главных проблем русского народа состоит в том, что он сам о себе почти ничего не знает. Достаточно заглянуть в прошлое на 100-150 лет, чтобы перед современным человеком возник тёмный лес, полный загадок, мифов и откровенной лжи. Авторам нашего канала не раз доводилось сталкиваться в музеях или на экскурсиях с проявлением социальных и политических мифов, которые связаны с самым главным сословием Российской Империи - крестьянством. Советский кинематограф и литература создали образ несчастных, бедных и забитых крестьян, а умелый подбор произведений из русской классической литературы, сделал акцент на том, что русские крестьяне были несчастны всегда.
Однако, какими были в действительности русские крестьяне? Почему, если русские крестьяне еле-еле сводили концы с концами, то советские власти призывали уничтожить кулаков (зажиточные крестьяне) как класс? Почему было в принципе возможно долгие года на заре советской государственности сначала вводить продразверстку, затем проводить индустриализацию и коллективизацию за счёт русского крестьянства? Откуда средства и возможности, если большевики и, например, товарищ Сталин, приняли "страну с сохой"?
Многие мифы и несуразицы витают вокруг крепостного права. То ли по эффективной работе советских историков, то ли по несовершенству наших учебников, у части населения сложилось представление, что русские крестьяне были исключительно крепостными, а раз это 90% населения страны, то самое большое сословие "находилось в практически рабском положении". Это невежество разбивается об исторические документы, открыв которые мы найдём следующее:
По данным сборника «Крепостное население в России по 10-й народной переписи», изданному в 1861 года мы узнаём, что число жителей Империи к 1861 году составляло 67 081 167 человек. Из этого числа лишь 23 069 631 человек являлись крепостными. Чтобы было наглядно в процентах - это 34,39% от всего населения России. Но почему, спрашивается, так мало? Не могли же быть все остальные дворянами, купцами или лицами духовного звания?
Ответ на этот вопрос лежит в различиях между крестьянами. Например, согласно ревизиям, проводимым в 30-е и 40-е годы XIX века государственные крестьяне составляли 44,5 % всех крестьян страны, а это не крепостные крестьяне, заметим! До 1764 года существовали ещё монастырские и церковные крестьяне, позже слившиеся с государственными крестьянами. Государственные крестьяне, хоть и были прикреплены к земле, тем не менее, были лично свободными, а не "собственностью помещика". Стоит сказать, что и крепостничество было неоднородно распределено по территории Российской Империи, а где-то про крепостничество вообще почти ничего не знали (Сибирь, Закавказье, Вятская, Астраханская, Ставропольская губернии, земли Русского Севера).
Таким образом, когда в 1861 году отменяли Крепостное право, то оно коснулось меньшую часть всех русских крестьян.
Что же можно сказать по поводу экономического благосостояния русских крестьян?
Уверены, что каждый из вас читал или слышал истории о том, что пока американские/немецкие/французские фермеры вовсю в ботинках да сапогах ходили в магазин за лампочками для своих домов, русские крестьяне в лаптях и рванье сидели и жгли лучинку.
Когда слышишь такие истории, то так и хочется человеку положить много тяжелых томов исторических сочинений и ещё столько же альбомов с фотографиями, дабы не смели очернять русских крестьян, выставляя их самыми отсталыми, грязными и бедными. Это касается и мифа о малоземелье русского крестьянства в сравнении с его европейскими собратьями.
«К концу XIX века из 380 миллионов десятин земли в Европейской части России только 15 % принадлежало дворянам, а в Сибири и на Дальнем Востоке дворянских землевладений вообще не было», — русский историк С.Г. Пушкарев.
«Представление о «земельной тесноте» в России не вяжется с тем бесспорным фактом, что Россия на рубеже XIX и XX вв. была самой редко населенной страной Европы. Средняя плотность населения в Европейской России составляла —20, во Франции —71, в Германии – 92, в Великобритании – 122 человека на 1 кв. км. Конечно, около одной трети русской территории, главным образом на севере и на юго-востоке, не годилось для сельскохозяйственной обработки. Кроме того, в Западной Европе значительно большая часть населения, чем в России, занималась производительным трудом в городах, не будучи привязанной к земле правовыми и административными ограничениями. Тем не менее, количество удобной земли на душу сельского населения составляло в европейской части России – 2,8 га, а во Франции – 2,0 га, в Германии – 1,8 га, в Италии – 1,1 га и т.д.», — русский историк С.Г. Пушкарев.
Налоги у крестьян также были не самые высокие в России. Государство предпочитало взваливать налоговое бремя на более состоятельные и платёжеспособные слои населения, особенно это касается горожан. Например, в период деятельности графа С.Ю. Витте и как министра финансов, и как председателя Совета министров, росло значение косвенного обложения (спички, нефть, сахар, водка). По данным исследований Вайнштейна и Анфимова на долю крестьянства приходилось только 32% от всех налогов и сборов, хотя доля крестьянства составляла более 80% от всего населения России, а норма налогового обложения у горожан к началу XX века стала в 3,6 раза больше, чем у сельского (крестьянство).
С 1889 по 1904 год национальный продукт на душу населения увеличивался ежегодно на 3,4%, что свидетельствует об успешном развитии аграрного сектора. Росло и количества зерна, идущего на экспорт, по этому показателю Россия занимала лидирующие места. Причём рост экспорта от хлеба никак не связан был связан с тем, что "государство отбирало у крестьян всё, оставляя только крохи". Об этом свидетельствуют данные с 1885 по 1901 год (посмотреть можно у Б.Н. Миронова, есть все ссылки на необходимые документы), в которых потребление зерна, оставляемого крестьянам выросло в 1,5 раза, как выросло и само сельское население (в 1,17 раз).
Рост благосостояния русских крестьян подтверждает рост производства потребительских товаров на 25% с 1885 по 1904 гг. Вместе с этим увеличиваются и доходы крестьян: сельского рабочего - на 14%, городского промышленного рабочего на 32%. Росли вклады крестьян. Только с 1889 по 1900 гг. величина вкладов на сберкнижки увеличилась на 141% и составляла 20 млн. 330 тысяч рублей.
В целом же, русское крестьянство (особенно после 1861 года) знало чем себя занять помимо работы в полях. Многие организовывали свой бизнес, кто-то шёл рабочим в города на предприятия, кто-то разводил лошадей или рогатый скот. Некоторые крестьяне по уровню достатка вполне могли сравниться с купцами.
Крестьянство, безусловно, как и любое другое сословие в любой другой стране не было однородным. Где-то были успешные дельцы-предприниматели, где-то были бедняки, голытьба, могли быть и пьянчуги и бандиты, - это свойственно всем народам. К сожалению, сложившееся представление о русском крестьянстве, как о самом обездоленном и находящемся по своему уровню и положению близко к рабам - в корне неверно. Из-за собственных фантазий и незнания, мы привыкли видеть в наших предках-крестьянах одно из тех сословий, которое угнетали и унижали вплоть до 1917 года, что делает крестьянство ещё и одной из социальных баз для революционеров. Однако, современные исследования, лишенные влияния пропаганды, а также оцифровка документов и фотографий, позволяют нам увидеть быт и нравы русского крестьянства. И быт этот, надо сказать, вполне себе достойный и ничем не уступающий европейским и американским соседям. В связи с этим небольшую статью хотелось бы завершить цитатой замечательного русского писателя Владимира Солоухина:
«Россия ходила не в лаптях. Россия ходила в сапогах, прочных, смазанных дегтем, а то и хромовых. Россия ходила в теплых валенках, в полушубках, в тулупах, в сюртуках, в косоворотках, в сарафанах, в высоких женских сапожках, в длинных платьях, в картузах, в цилиндрах, во фраках, в крахмальных манишках, в костюмах-тройках, в крылатках (как, например, пролетарский писатель Горький), в лисьих шубах, в собольих шубках, в бобровых шапках и воротниках, в персидских шалях, в голландских кружевах, в ярких ситцах, в сукне, в соломенных шляпках, под яркими зонтиками, в шелку и атласе, в коралловых бусах , в нарядных черкесках, удобных и здоровых для тамошнего климата халатах (если взять Среднюю Азию). Дубленые женские шубки с опушками, украшенные и вышитые, были обыкновенны в России. Да и вообще странно было бы в России хотеть что-нибудь купить и не купить. Не найти, не достать, по-нашему. В России было все, что было в тогдашнем мире, да сверх того было немало и своего, российского».
#история #Россия #Российскаяимперия #крестьяне #политика #экономика #историяРоссии #русские