Европейская комиссия предложила упростить изучение и коммерциализацию генетически модифицированных растений. На этой неделе представлен проект, целью которого является ускорение исследований по повышению устойчивости сельскохозяйственных культур к изменению климата, вредителям и болезням, а также разработка растений, требующих меньшего количества удобрений. Но на его одобрение Европейским парламентом и Советом может уйти несколько лет.
Предложение отменить регулирование того, что Еврокомиссия называет «новыми геномными методами», включая в первую очередь редактирование генов методом CRISPR/Cas, входит в состав более крупного юридического пакета, продвигающего устойчивое использование природных ресурсов. Он также включает в себя положения о мониторинге здоровья почвы и сокращении пищевых отходов.
«Это большой шаг, я очень рада», — говорит Аньес Рикрош, генетик растений из AgroParisTech. По ее словам, было трудно получить деньги для проведения исследований с использованием генетически модифицированных организмов и разрешения на полевые испытания. «Я думаю, теперь это изменится», — считает она.
Среди критиков предложения — организация по сохранению семян «Ноев ковчег» (Arche Noah), которая выступает против ГМО. «Новая генная инженерия — это прежде всего инструмент для корпораций, позволяющий вытеснить своих конкурентов с рынка и еще больше расширить свой контроль над нашей продовольственной системой», — заявила советник Arche Noah по семенной политике Магдалена Прилер.
Предложение касается двух вопросов, которые сторонники ГМО считают проблематичными в соответствии с действующим законодательством. Во-первых, это время и стоимость, необходимые для оценки генетически модифицированных культур. «Почти невозможно получить одобрение для выращивания», — говорит Рене Кастерс, менеджер по нормативным вопросам VIB, научно-исследовательского института биотехнологий. Вторая проблема связана с тем, как регулирующие органы оценивают небольшие генетические изменения в сельскохозяйственных культурах, учитывая, что может быть чрезвычайно трудно понять, произошли ли эти изменения в результате традиционной селекции или были результатом редактирования генов.
Ученые когда-то надеялись, что Европа будет регулировать редактирование генов более мягко, чем традиционные методы генной инженерии. Но в 2018 году Суд Евросоюза постановил, что редактирование генов подпадает под действие закона о трансгенных растениях. В следующем году Европейский совет попросил Комиссию изучить этот вопрос. В ее отчете за 2021 год сделан вывод о том, что существующее законодательство о ГМО не подходит для случаев редактирования генов и сдерживает развитие инновационных культур.
Законопроект выводит растения с отредактированными генами из действующего закона о ГМО, если изменения геномов эквивалентны тому, что может быть достигнуто с помощью традиционной селекции растений. «Это станет гораздо лучшим способом двигаться вперед», — говорит Ричард Виссер, генетик растений из Университета Вагенингена. Такие растения с отредактированными генами не потребуют длительных оценок риска, что позволит разработчикам вывести их на рынок намного раньше и без проведения исследований потенциального вреда для здоровья человека или окружающей среды. Вместо этого исследователям или компаниям нужно будет только продемонстрировать, что растения с отредактированными генами — такие же, как обычные растения.
Согласно проекту, растения будут освобождены от требований, накладываемых законодательством о ГМО, если во время редактирования гена будет добавлено или заменено не более двадцати нуклеотидов. Это число получено в результате исследования модельного растения арабидопсиса в 2011 году, в котором обнаруживаемые естественные генетические вариации среди отдельных растений были ограничены этим размером (последующие исследования показали, что естественная изменчивость внутри вида может быть намного больше). Лимит в 20 нуклеотидов может ограничить возможности ученых посредством редактирования генов. Допустим, они будут в состоянии повысить устойчивость к болезням, но, возможно, не смогут усилить признаки, которые находятся под контролем нескольких генов, например урожайность. Проект также позволяет исследователям использовать редактирование для добавления или перемещения генов, если эти гены уже существуют в так называемом генном банке заводчика (breeder's gene pool). Перемещение генов может привести к гораздо более сложным эффектам, таким как изменение паттернов экспрессии, чем просто выключение гена с помощью мутации,
Растения с новыми признаками, отсутствующими у традиционно выведенных культур, такими как устойчивость к гербицидам, приобретенная благодаря ДНК других видов, будут по-прежнему регулироваться в соответствии с нынешним законодательством. Законопроект запрещает использование растений с отредактированными генами в органическом сельском хозяйстве и требует маркировки семян с отредактированными генами. Разработчики должны зарегистрировать генетически модифицированные растения в общедоступной базе данных.