Посетители Новороссийского исторического музея‑заповедника нередко заинтересованно рассматривают экспонаты на выставке «Ими гордится Россия». Особенно часто она притягивает мальчишек.
Лётная маска и шлем, настольные часы в виде самолёта, модель штурмовика Ил–2 и фотографии: вот он — в том самом шлеме, а вот — уже после легендарного беспосадочного перелёта из Москвы в Северную Америку в 1939 году. Открытый взгляд, обаятельная улыбка и восторженные американцы вокруг. А это фото начала 1960-х: он сидит рядом с космонавтами Юрием Гагариным и Валентиной Терешковой.
Кто он?
Потомок греческих переселенцев, «гений неба» Владимир Константинович Коккинаки (1904 – 1985), заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза. На его счету 22 мировых авиационных рекорда и испытание почти 70 типов опытных самолётов. Его заслуги были признаны мировым авиационным сообществом: в 1965 году решением Международной авиатранспортной ассоциации В. К. Коккинаки был награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
Его несгибаемый характер ковался в родном Новороссийске — в городе, на котором, по словам прославленного лётчика, «лежал отпечаток суровости и простоты, строгости и мужества». «Детство моё начиналось под рёв и гул норд-остов, под гудки паровозов и лязг буферов железнодорожных вагонов», — вспоминал он впоследствии.
Отец большой многодетной семьи — Константин Павлович — работал весовщиком на железной дороге, мать — Наталья Петровна — домохозяйка. Жили тесно и трудно, но семья была дружная, сплочённая. Дети, а их было семеро, всегда чувствовали заботу и любовь родителей. Братья и друзья вспоминали, что Владимир, или Кеба, как его называли в детстве, всегда верховодил мальчишками, придумывал бурные игры и был то капитаном на корабле, то командиром на поле боя. В этих играх развивалось чувство ответственности и забота о людях.
Зная, как тяжело большой семье прожить на жалованье отца, 11-летний Володя принял решение пойти работать на виноградные плантации в Абрау-Дюрсо. Ему поручили нетрудную, но очень нудную работу — снимать с виноградных лоз жучков вредителей. Этот труд не требовал особого опыта и знаний, но ходить под палящим солнцем, царапать руки, натыкаясь босыми ногами на колючки, — дело не из лёгких.
Надсмотрщик, который следил, чтобы работники трудились без отдыха, зачастую пускал в ход кулаки. А вскоре Владимира перевели на опыление виноградников. На спине приходилось таскать тяжёлый металлический баллон, наполненный порошком серы, которая оседала на теле, разъедала кожу.
Через два месяца мальчик получил свою первую зарплату, он так торопился порадовать маму, что тут же отправился домой — напрямик через горы, в ночь, под дождём, сбиваясь с пути. Добрался он только к утру. А потом были случайные заработки в порту, на железной дороге. Летом работал, зимой учился.
Среди экспонатов выставки есть те, которые особенно дороги новороссийцам: значок победителя соревнований по тяжёлой атлетике 1923-го года спортклуба «Олимпия», принадлежавший Владимиру Константиновичу, и фотография городской футбольной команды, на которой он стоит в центре, с мячом.
В начале 1920-х годов Владимир был одним из организаторов спортивного клуба в Новороссийске, он смог вовлечь в клуб беспризорников и стать для них лидером. Сам он занимался разными видами спорта и добился блестящих успехов: был чемпионом города по боксу, рекордсменом Северного Кавказа по толканию ядра, победителем городских соревнований в упражнениях с гирями. А ещё В. Коккинаки был вратарём новороссийской футбольной команды «Олимпия», слава которой прогремела после её удачной игры с матросами английского парохода, заходившего в порт.
Вот как о Владимире — спустя полвека — писал бывший вратарь краснодарского «Униона» М. Мержанов в своей книге «Ещё раз про футбол»: «Его игра вызывала восторг публики не только в Новороссийске, где он был любимцем зрителей, но и у нас, на крепостной площади в Краснодаре. Мячи он отбивал огромным кулаком — то правым, то левым. После его удара мяч летел почти до центра поля».
В те годы Владимир работал портовым грузчиком, выходил в море с рыбаками. Он очень любил море, мечтал совершать дальние плавания. Но было у него и ещё одно увлечение: «...с детства я, как заворожённый, мог наблюдать за полётом чаек. как это они держатся на крыльях? Почему человек не может летать? Следя за птицами, я переносил взгляд на небо, и небо стало соперничать с морем».
В 1925 году он был призван в ряды Красной армии, а после окончания срочной службы поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. Но это уже другая история...
Автор: Лидия Рыбина, журнал МИР МУЗЕЯ, март, 2019 год.
Новороссийский исторический музей-заповедник.
Фото:
1. - В. К. Коккинаки. Новороссийск. Фото нач. 1920‑х гг.
2. - Футбольная команда «Олимпия». Новороссийск. Фото нач. 1920‑х гг.
В центре с мячом В. К. Коккинаки.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2019 #Новороссийск #Новороссийскиймузей #настоящиеценностибудущего #мастерство
«Небо стало соперничать с морем»
4 минуты
11 июля 2023