Найти тему

Предметно-пространственная среда ДО по ФГОС ДО

Оглавление

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для гармонического развития детей при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательный процесс в ДО направлен не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих также психологическую готовность ребенка к школе и дальнейшей взрослой жизни.

ФГОС ДО делает акцент на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению для сохранения ценности самого дошкольного детства, на отсутствии жёсткой регламентации детской деятельности.

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста;
  • двигательного потенциала активности детей;
  • потенциала коммуникативного, а именно возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Развитие ребенка осуществляется в основном в игре, а не в учебной деятельности.

Что должна обеспечивать и гарантировать предметная среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  • создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования, профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи ППС ДО должна быть:

  • содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей:

  1. социально-коммуникативное развитие
  2. познавательное развитие
  3. речевое развитие
  4. художественно-эстетическое развитие
  5. физическое развитие

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Пространство ДОО не должно нести в себе никаких факторов негативного воздействия на ребёнка, а именно – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую активность.

Новочеркасская Фабрика Интерактива активно занимается разработкой и производством всевозможного оборудования для ДОО, которое полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта и позволяет сделать обучающий и воспитательный процесс более удобным, практичным и интересным.

Ниже представлено оборудование от НФИ, которое позволит практически полностью обеспечить учебно-воспитательный процесс интерактивными средствами.

Старшая ясельная группа (15 человек)

  • Многофункциональный интерактивный образовательный настенный модуль «Облако» с функцией интерактивной доски 32” с предустановленным ПО «Гувернер».
  • Детский развивающий тактильный песочный комплекс «Ромашка». В комплекте: стол «Ромашка» на 4 рабочих места, живой песок кинетический (10 кг), прессы-формочки (4 комплекта), стульчики детские (4 шт.).
  • Дидактический стол «Карусель».
  • Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF».

Средняя дошкольная группа (20 человек)

  • Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Бабочка» с функцией интерактивной доски 23,6”.
  • Детский развивающий тактильный песочный комплекс «Ручеек». В комплекте: стол «Ручеек» на 5 рабочих мест (1 шт.), живой песок кинетический (10 кг), прессы-формочки (5 комплектов), стульчики детские (5 шт.).
  • Многофункциональный интерактивный образовательный настенный модуль «Черепашка» с функцией интерактивной доски 21,5”.
  • Дидактический комплекс «Познаватель».
  • Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF».

Младшая дошкольная группа (3-4 года)

  • Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Зебрано-micro» с функцией интерактивной доски 27”.
  • Детский развивающий тактильный песочный комплекс «Ручеек». В комплекте: стол «Ручеек» на 5 рабочих мест (1 шт.), живой песок кинетический (10 кг), прессы-формочки (5 комплектов), стульчики детские (5 шт.).
  • Многофункциональный комплекс «Автобус» со встроенным рециркулятором.
  • Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Подсолнух» с функцией интерактивной доски 23,6”.
  • Многофункциональный интерактивный образовательный настенный модуль «Домик Пятачка» с функцией интерактивной доски 23,6”.
  • Дидактический стол «Карусель».
  • Дидактический комплекс «Познаватель»..
  • Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF».
  • Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Мяч» с функцией интерактивной доски 32”.
  • Многофункциональный комплекс «Дерево знаний».
  • Интерактивный стол-парта «Умничка» с функцией интерактивной доски 21,5”

Старшая дошкольная группа (5-6 лет)

  • Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Мяч» с функцией интерактивной доски 32”.
  • Детский развивающий тактильный песочный комплекс «Ручеек». В комплекте: стол «Ручеек» на 5 рабочих мест (1 шт.), живой песок кинетический (10 кг), прессы-формочки (5 комплектов), стульчики детские (5 шт.).
  • Многофункциональный комплекс «Дерево знаний».
  • Дидактический комплекс «Познаватель».
  • Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF».

Подготовительная дошкольная группа (6-7 лет)

  • Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Зебрано» 32” с функцией интерактивной доски.
  • Многофункциональный интерактивный образовательный настенный модуль «Рыжик» с функцией интерактивной доски 21,5”.
  • Многофункциональный обучающий комплекс финансовой грамотности «Экономград» из серии «Кисельковое царство».
  • Дидактический комплекс «Познаватель».
  • Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF».

Зал для музыкальных занятий

Кабинет логопеда

Кабинет психолога

  • Интерактивный стол психолога-дефектолога «Гармония» Prof.
  • Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF».

Кабинет для кружковых занятий

  • Интерактивный комплекс ПДД «Добрая дорога».
  • Многофункциональный интерактивный комплекс БЖД «Безопашка» из серии «Кисельковое царство».
  • Класс «Песочной анимации». В составе: интерактивный комплекс песочной анимации (стол с антивандальным стеклом в комплекте с сенсорным монитором и ПК и системой видеоотображения 32”), столы песочной анимации с отделениями для песка (8шт.).
  • Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF».

Методический кабинет

  • Интерактивная панель 43”.
  • Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный комплекс «Черепаха» 32” с функцией интерактивной доски.
  • Антивандальный стол-сейф воспитателя.
  • Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF».
  • Многофункциональный интерактивный модуль по здоровьесбережению «Будь здоров!» из серии «Кисельковое царство».
  • Сенсорная панель 32” с интерактивной метеостанцией.
  • Оборудование для ЛФК (комплект).
  • Комплект робототехники.
  • Мастерская мультипликации «Волшебный мир».
  • Интерактивная песочница «Алмаз».

Холл

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.