Найти тему
окно в икону

Пейзаж в иконе праведного Симеона Верхотурского

С праздником, уважаемые читатели! Отличается ли икона святого, прославленного в пятом веке, от иконы святого, прославленного в конце семнадцатого века? Все ответят на этот вопрос утвердительно, ведь создаваться икона будет в разных культурах, с разными традициями, в различных исторических условиях. Но чем именно отличается? Вот на этот вопрос ответ не такой однозначный, как может нам показаться на первый взгляд.

Кажется, что традиции изображения икон сильно меняются, и дело именно в этом. И не только в стиле, но и в деталях изображения, таких, как пейзаж. На древних иконах фон изображения святого представляет из себя вполне реалистичные, может быть даже реальные, но символически нагруженные предметы. Очевидно, что в древней иконе еще сильны были античные традиции рисования. Позже в иконах несюжетного содержания фон превращается в цвет, никаких деталей на нем не присутствует. Но если мы говорим об иконах семнадцатого века в России, то иконы святых позволяют нам часто познакомиться со средой, в которой святой жил. Это и пейзаж, и здания храмов и монастырей, и житийные клейма, вышедшие за свои пределы.

Поэтому неизбежно икона, создававшаяся в конце семнадцатого века ради прославления нового святого, приняла на себя эту особенность, которую часто называют описательностью.

Святой Симеон Верхотурский умер на Урале в 1642 году. Через пятьдесят лет прославлен в лике праведных. Он не был священнослужителем или монахом, не был замучен врагами веры Христовой, не был почитаем жителями той местности при жизни. Причина его прославления крайне необычна - вышедший из земли гроб с нетленными мощами. Вокруг новоявленных мощей начались исцеления. Но узнать имя почившего праведника смогли только с помощью чуда по молитвам тогдашнего митрополита Тобольского Игнатия. Чудесным образом было принято и решение о переносе его мощей из небольшого села в город Верхотурье, поэтому он стал называться Верхотурским.

Жители села Меркушино, где произошло это событие, вспомнили о человеке, ревностно ходившем в храм и не имевшим своего дома и семьи, а занимавшимся шитьем шуб крестьянам. Во время изготовления одежды для определенной семьи он жил в ее доме, питался вместе с домочадцами, и это составляло часть платы за работу. Чтобы не получать остальную плату, положенную деньгами, праведный Симеон не заканчивал работу полностью: кому ворот не дошьет, кому рукав или хотя бы пуговицы. Заказчики сердились, и, конечно, не давали денег за труд.

Шитье шубы. Клеймо иконы святого праведного Симеона Верхотурского. 19в.
Шитье шубы. Клеймо иконы святого праведного Симеона Верхотурского. 19в.

При любом удобном случае он заводил беседы о вере, о праведном житии, и стремился к тому, чтобы у людей появлялось желание жить по-христиански, а не просто называться христианами. Считается, что он проповедовал Христа вогулам (манси). В то время, когда работы не было, праведник проводил время за рыбной ловлей в реке Туре, что и давало ему пропитание в этом суровом климате.

Вот из таких сведений необходимо было выбрать материал для написания иконы. Конечно, важнее всего было отразить не внешнюю канву его жизни, а то, что было тесно связано с духовной частью его жизни. Поэтому иконописцы сразу выбрали уединенное занятие святого - молитву и рыболовство.

Через пятьдесят лет после смерти святого место его молитв было таким же, и на иконах видно и крутой берег реки Туры, и огромное дерево, и камень, с которого святой забрасывал удочку. Это и изображали.

Но вместе с тем у этого реалистичного пейзажа есть и другой, символический, подтекст. Высокий берег реки – гора, символ вознесения мыслей святого горе. Река – символ жизни, которая как бы не затрагивает святого, мирская суета проходит мимо него, не меняя ничего в его душевном устроении. Рыба, которую он там ловит – душа, улавливаемая для вечной жизни. Еще с древних времен ловля рыбы ассоциировалась с апостольством. Вечнозеленое дерево указывало в первую очередь на вечную жизнь. Кроме того, оно символизирует еще и величие, достоинство, красоту. Камень - твердое основание веры, прочное и устойчивое внутреннее христианское устроение.

На некоторых иконах пейзаж обогащается изображением храма св.Михаила Архангела в селе Меркушино, прихожанином которого он был, а то и, как в примере ниже, видом монастыря святителя Николая в г.Верхотурье, где почивают его мощи.

На примере иконы этого святого мы видим, что хотя стиль письма и изменился, но подход к выбору деталей изображения у иконописцев сохранил стремление к попытке глубже раскрыть духовную жизнь святого. Каким бы простым и иллюстративным не казалось нам изображение на первый взгляд, всегда необходимо пытаться понять икону несколько глубже, за внешними деталями даже в такой провинции как Урал и в таком веке, как семнадцатый, который не был временем расцвета иконописи, кроется и другой смысл.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!