С праздником, уважаемые читатели! Отличается ли икона святого, прославленного в пятом веке, от иконы святого, прославленного в конце семнадцатого века? Все ответят на этот вопрос утвердительно, ведь создаваться икона будет в разных культурах, с разными традициями, в различных исторических условиях. Но чем именно отличается? Вот на этот вопрос ответ не такой однозначный, как может нам показаться на первый взгляд.
Кажется, что традиции изображения икон сильно меняются, и дело именно в этом. И не только в стиле, но и в деталях изображения, таких, как пейзаж. На древних иконах фон изображения святого представляет из себя вполне реалистичные, может быть даже реальные, но символически нагруженные предметы. Очевидно, что в древней иконе еще сильны были античные традиции рисования. Позже в иконах несюжетного содержания фон превращается в цвет, никаких деталей на нем не присутствует. Но если мы говорим об иконах семнадцатого века в России, то иконы святых позволяют нам часто познакомиться со средой, в которой святой жил. Это и пейзаж, и здания храмов и монастырей, и житийные клейма, вышедшие за свои пределы.
Поэтому неизбежно икона, создававшаяся в конце семнадцатого века ради прославления нового святого, приняла на себя эту особенность, которую часто называют описательностью.
Святой Симеон Верхотурский умер на Урале в 1642 году. Через пятьдесят лет прославлен в лике праведных. Он не был священнослужителем или монахом, не был замучен врагами веры Христовой, не был почитаем жителями той местности при жизни. Причина его прославления крайне необычна - вышедший из земли гроб с нетленными мощами. Вокруг новоявленных мощей начались исцеления. Но узнать имя почившего праведника смогли только с помощью чуда по молитвам тогдашнего митрополита Тобольского Игнатия. Чудесным образом было принято и решение о переносе его мощей из небольшого села в город Верхотурье, поэтому он стал называться Верхотурским.
Жители села Меркушино, где произошло это событие, вспомнили о человеке, ревностно ходившем в храм и не имевшим своего дома и семьи, а занимавшимся шитьем шуб крестьянам. Во время изготовления одежды для определенной семьи он жил в ее доме, питался вместе с домочадцами, и это составляло часть платы за работу. Чтобы не получать остальную плату, положенную деньгами, праведный Симеон не заканчивал работу полностью: кому ворот не дошьет, кому рукав или хотя бы пуговицы. Заказчики сердились, и, конечно, не давали денег за труд.
При любом удобном случае он заводил беседы о вере, о праведном житии, и стремился к тому, чтобы у людей появлялось желание жить по-христиански, а не просто называться христианами. Считается, что он проповедовал Христа вогулам (манси). В то время, когда работы не было, праведник проводил время за рыбной ловлей в реке Туре, что и давало ему пропитание в этом суровом климате.
Вот из таких сведений необходимо было выбрать материал для написания иконы. Конечно, важнее всего было отразить не внешнюю канву его жизни, а то, что было тесно связано с духовной частью его жизни. Поэтому иконописцы сразу выбрали уединенное занятие святого - молитву и рыболовство.
Через пятьдесят лет после смерти святого место его молитв было таким же, и на иконах видно и крутой берег реки Туры, и огромное дерево, и камень, с которого святой забрасывал удочку. Это и изображали.
Но вместе с тем у этого реалистичного пейзажа есть и другой, символический, подтекст. Высокий берег реки – гора, символ вознесения мыслей святого горе. Река – символ жизни, которая как бы не затрагивает святого, мирская суета проходит мимо него, не меняя ничего в его душевном устроении. Рыба, которую он там ловит – душа, улавливаемая для вечной жизни. Еще с древних времен ловля рыбы ассоциировалась с апостольством. Вечнозеленое дерево указывало в первую очередь на вечную жизнь. Кроме того, оно символизирует еще и величие, достоинство, красоту. Камень - твердое основание веры, прочное и устойчивое внутреннее христианское устроение.
На некоторых иконах пейзаж обогащается изображением храма св.Михаила Архангела в селе Меркушино, прихожанином которого он был, а то и, как в примере ниже, видом монастыря святителя Николая в г.Верхотурье, где почивают его мощи.
На примере иконы этого святого мы видим, что хотя стиль письма и изменился, но подход к выбору деталей изображения у иконописцев сохранил стремление к попытке глубже раскрыть духовную жизнь святого. Каким бы простым и иллюстративным не казалось нам изображение на первый взгляд, всегда необходимо пытаться понять икону несколько глубже, за внешними деталями даже в такой провинции как Урал и в таком веке, как семнадцатый, который не был временем расцвета иконописи, кроется и другой смысл.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!