Марьолейн Хоф умудрилась ловко размыть грань между терапевтической сказкой и литературой. Её повести и сказки увлекают, захватывают, не отпускают до последней строки – и стоят долгих бесед с психологом, а то и психотерапевтом.
Тут надо рассказать, что такое терапевтическая сказка. Психотерапевтическая история как жанр обычно ближе к притче. Это и есть притча. Рассказывать притчи умеет только Ходжа Насреддин, это все знают!
Словом, терапевтическая сказка – не литература, это литературная форма терапии, поэтому сюжеты и роли-архетипы тут всегда очень просты. Скучновато, тяжело идёт, да и читают такие сказки психологи по определённым правилам. Увлекать такая история не предназначена.
Однако, Марьолейн Хоф сломала грань между художественной литературой и психотерапевтической историей.
Повесть «Мыши, пули и собаки» внезапно показала удивительное смешение жанров: от героев этой книги мы получаем буквально практические советы, как справляться с тревогой. Социально важная вещь? Да, конечно, ведь семьям тех, кто отправляется в горячие точки, очень нужна поддержка. Им предстоит провести много времени, тревожась за близких, карауля каждый звонок, и каждое сообщение – на вес золота.
В таком напряжении и живут мама и бабушка Кик, и сама девочка. Все они получили инструктаж от папы. Он действительно хороший врач, вдобавок очень хороший психолог, и объяснил дочери теорию вероятностей. Вероятность – очень работающий инструмент в терапии тревоги, которым папа и воспользовался.
Не мог же он знать, к чему это приведёт. И – не главная, но такая важная линия! – как хорошо, что даже в отсутствие папы рядом с Кик оказался другой взрослый. Посторонний, казалось бы, человек, который заметил, что происходит что-то необычное и не остался в стороне.
Кстати, отдельно стоит внимания бабушка: папина мама.
Это ведь она вырастила человека, который зачем-то рвётся спасать чужие жизни, рискуя собственной и чувствами близких. Недоглядела. До боли знакомо и почему-то смешно.
А как на всё это смотрит мама Кик. Она ведь та самая женщина, которая выбрала именно мужчину, воспитанного этой бабушкой. Но и она теперь пытается ответить себе самой – зачем? Неужели нельзя было не усложнять себе жизнь?
Дух захватывает, КАК здесь перемешаны драма и ирония (даже самоирония), терапия и художественное мастерство автора.
Повесть о детстве и взрослении? Ещё бы, ведь Кик проходит через ту самую точку невозврата, после которой взрослеют. Только ребёнок может так наивно уверовать в то, что за жизнь дорогого человека можно заплатить чьей-то другой жизнью. Пусть это будет самая маленькая, самая незначительная жизнь. Только чтобы уменьшить вероятность!
Огромная сила этой истории в том, как все её герои идут без страховки, обретая внутреннюю опору в самих себе, в поддержке друг друга, и в своей любви.
«Правила трёх»
Такие истории обычно становятся тем, что называют добрыми семейными комедиями: любящие родственники с их желанием творить добро – богатый материал.
И правда, эта история не гомерически смешна, но, как и «Мыши, пули...» иронична: «спасение» прадедушки Каса мамой и бабушкой, которым кажется сумасбродным его решение закончить свои дни в горах, не раз вызовет улыбку. Как и сам прадедушка Кас. Исландия Исландией, рыбацкая жизнь рыбацкой жизнью, но ведь поскреби старика – окажется, что перед нами старый – девяносто один год! – романтик, и он действительно не представляет, что затеял.
Так Тван – самый младший в семье, оказывается и самым взрослым. С одной стороны, он понимает мотивы поведения «семейства клуш», которое из лучших намерений собралось упечь деда в дом престарелых. С другой стороны, и дед, и внук едины во мнении, что нельзя решать за других. И вот тут из сложной проблемы, вырастает комедия ситуации. Это действительно очень смешно, и какими бы дурацкими не были поступки близких, они вызывают только улыбку: мы ведь понимаем, что во-первых, они это от любви.
А во-вторых – свободолюбивый альянс деда и внука прекрасен сам по себе. Такого потока эмоций вы ещё не испытывали. И да, здесь нельзя отделить серьёзное от смешного, светлую печаль от победной улыбки, и в конце концов мы, похоже, что-то понимаем уже о собственной жизни.
«Ложечник»
Сказка «Ложечник» по форме точно посередине между сказкой и притчей. В смысле, это притча! И, оказывается, не один только Ходжа Насреддин умеет рассказывать притчи. Под пером Марьолейн Хоф обнаруживается сказочный детективный триллер, который нам предстоит распутать вместе с Янисом: талантливым подростком, который всю свою жизнь был изолирован от мира.
Чумная сказка, где ребёнка запугивают смертельной хворью, из-за которой ему не следует покидать дом, оборачивается притчей о том, что – привет, доктор Хаус! – все врут. За сказочным миром, в котором талантливый творец становится средством достижения цели не для одних так для других, стоит реальность – такая, какая она и есть. Нет никакого взрослого авторитета, есть только поступки, по которым мы и составляем мнение о людях, сколько бы им ни было лет. И даже: кем бы они для нас ни считались.
Допустим, Фрид обманывал. Но где гарантия, что Схенкельман сказал о нём правду? Как вообще понять, где здесь правда? И, кстати, в чём она? Если Янис не тот, кем себя считал, то кто тогда? И зачем понадобилось устраивать весь театр с Большой Хворью?
Судя по словам Хенкельмана, кому-то ещё хочется использовать Яниса в каких-то своих целях: кто-то ведь послал его с этой правдой?
Так начинается запутанное из запутаннейших расследований, которое Янис проводит сам. То и дело сталкиваясь с необходимостью делать то, о чём раньше не думал, не собирался, считал невозможным, безнравственным. То, чем обычно занимался Фрид.
Да, в конце концов, почему так уж плохо быть средством достижения цели, если в одиночку придётся совершать что-то сомнительное?
Разве не все используют друг друга? И разве нельзя просто оставить «плохие» поступки, которые приходится совершать, для кого-то ещё, чтобы остаться «хорошим»?
Ответ на этот вопрос мы получаем в момент, когда Фрид исчезает – вместе с Великой Хворью, Янис остаётся один и теперь никто, кроме него, не может сказать, что же ему делать.
Так любой из нас в какой-то момент возвращается к начальной точке: никто и никогда не сможет принять решение за нас. И как бы ни звучали любые уверения, слепая вера, не задающая вопросов, приводит в тупик, выбираться из которого придётся самому.
Так, как умеешь.
Нет никакого правильного пути, кроме собственного. Нет никакого неправильного, кроме вранья, с которых потом так сложно возвращаться, распутывая хитросплетения неправды. И вот об этом нам рассказывает сказка «Ложечник».
Марьонлейн Хоф умеет показать всю гамму эмоций, совсем как в реальной жизни: драма, комедия, раздражение и нежность, отчаяние и вера, страх и ощущение собственной силы. Так ведь и происходит в реальной жизни. Ну, а мастерство писателя всегда в правде.
______________________
Книги Марьолейн Хоф и других авторов у нас на сайте, и мы ни на что не намекаем, но до конца лета скидка 20% по промокоду Summerbooks.
#книги
#книги для детей