Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Сорвал планы гитлеровской Германии. Имя Якова Крейзера в истории Великой Отечественной войны

Оглавление

Лето 1941 года. Западный фронт. Белоруссия. Танковая группа Гудериана рвется к Москве. Он, автор теории «танковых клиньев» и победитель Франции (Франция продержалась против бронетанковой армады нацистов всего 43 дня. — Прим.), не только считал, но и был уверен, что именно его танки должны были нанести поражение Западному фронту Красной Армии и дойти до Москвы за три недели.

Однако сбыться его планам и мечтам было не суждено: его танковая группа была задержана под городом Борисов в Беларуси более чем на неделю дивизией под командованием, тогда мало кому известного, полковника Якова Крейзера.

-2

Как это было. У белорусского Борисова Яков Крейзер сорвал планы гитлеровцев выйти к Москве и   удостоился звания Героя Советского союза

26 июня 1941 года части 1-й мотострелковой Московской Пролетарской дивизии, под командованием полковника Якова Григорьевича Крейзера, совершив 700-​километровый марш из-под Москвы, прибыла на Западный фронт в район города Орши, а затем еще 130-​километровый форсированный марш, чтобы занять рубежи на восточном берегу Березины с задачей оседлать шоссе Минск–Москва и не допустить прорыва немецких авангардов на Москву.

Полоса обороны дивизии составила порядка 50 км. по восточному берегу у города Борисов. К тому же, боевая архисложная задача дивизии осложнялась необходимостью обороны сразу трёх переправ: Борисовской, Зембинской и Чернявской.

Справочно: дивизия полковника Крейзера являлась одной из самых лучших в Красной Армии, имела в своем составе 2 мотострелковых полка, 1 танковый полк, 1 артиллерийский полк, батальоны разведки, связи, автомобильный, ремонтный, сапёрный и медицинский, 3 дивизиона: зенитный, противотанковый и артиллерийский.

На вооружении дивизии состояло: 225 танков, правда, устаревших на тот момент (БТ и БТ-7, прим.), 39 бронеавтомобилей, 1200 автомашин, 54 гаубицы 122 мм, 16 – 76 мм пушек. Очень пригодились полученные в районе Орши новые танки :30 Т-34 и 10 КВ. Личный состав дивизии был порядка 11 тысяч человек.

Комдив Яков Крейзер в сложившейся ситуации решил не ожидать немецкие войска и быть в глухой обороне, а изматывать наступающего, численно превосходящего и лучше вооруженного врага, контрударами частей дивизии.

Так, уже 30 июня 1-й мотострелковый полк дивизии Крейзера  нанес удар во фланг немецкого авангарда 18-й танковой дивизии 47-го танкового корпуса на западном берегу Березины, А когда немцы  1 июля  овладели Ново-​Борисовом, переправились на восточный берег Березины, и 3 июля при мощной авиационной и артиллерийской поддержке немецкие танки вновь устремились на восток по Минскому (Московскому) шоссе, то их своим огнем встретили  артиллеристы и пехота другого, 175-го полка дивизии Крейзера, вместе с курсантами Борисовского танкового училища. И весьма успешно: немцам был нанесен серьезный урон, а их   блиц-​рывок остановлен: за 30 июня – 3 июля немцы потеряли на этом направлении порядка 60 танков и не менее 2-х тысяч человек.

-3

Необходимо обязательно отметить, что наших мужественных бойцов и командиров атаковала полностью укомплектованная и имевшая боевой опыт войны в Европе, танковая дивизия гитлеровцев, это 160 германских танков Т-3, то есть новейших модификаций , 180 бронетранспортеров, 190 орудий и минометов, 16 тысяч человек личного состава.

Тем не менее, не считаясь с потерями, немцы смогли продвинуться вдоль шоссе на 20 километров восточнее города Борисова.  И тут снова на их пути встали 12-й танковый и 6-й мотострелковый полки дивизии Крейзера, они крепко дали, образно говоря, по зубам фашистам. Это стало поражением немецко-фашистских войск на том участке фронта и срыв их планов. Так, командир 18-й немецкой дивизии генерал-​майор Вальтер Неринг в приказе писал: «… потери снаряжением, оружием и машинами необычайно велики… Это положение нетерпимо, иначе мы «напобеждаемся» до собственной гибели» (потери танков его дивизии составили около 50% штатной численности. — Прим.).

А сам Главнокомандующий сухопутными войсками Германии генерал-​фельдмаршал Вальтер Браухич, по возвращению из инспекционной поездки в штабы группы армий «Центр», 5 июля сообщил своим подчиненным в штабе, что «18-я танковая дивизия понесла большие потери в лесном бою» .

Умелые действия частей дивизии Якова Крейзера и сводной группы (курсанты и собранные отступавшие бойцы, прим.) полковника Александра Лизюкова позволили тысячам бойцов 44-го стрелкового и 20-го механизированного корпусов выйти из окружения и, главное, мужество и отвага бойцов и командиров полковников Якова Крейзера и Александра Лизюкова остудила боевой пыл немцев, позволив советскому командованию перебросить на Западный фронт свежие дивизии с Сибири и Дальнего Востока. Особо замечу, что наш земляк, белорус из Гомеля, Лизюков Александр Ильич, удостоенный 5 августа 1941 года (!) звания Героя Советского Союза и героически погибший через год, в июле 1942 года, равно как и его родные братья Петр и Евгений, заслуживают отдельных повествований.

-4

Но наш сегодняшний рассказ о полковнике Якове Крейзере и его героических бойцах, которые своим мужеством в боях у нашего белорусского Борисова  в июле 1941 года сорвали планы гитлеровцев выйти непосредственно к Москве.

Сам Яков Крейзер вспоминал: «Применяя тактику подвижной обороны, части 1-й мотострелковой дивизии вели ожесточенные бои, сдерживая натиск врага. Ночью, когда гитлеровцы делали паузу в наступлении, наши части незаметно отрывались от них на 10–12 км и переходили к обороне на следующем выгодном рубеже. С утра противник предпринимал наступление в развернутых боевых порядках, но бил по пустому месту и только к полудню подходил к новому рубежу обороны дивизии. Здесь ему снова приходилось развертываться для наступления, чтобы преодолеть организованное сопротивление».

Так, в район деревни Веселово командир дивизии выдвинул батальон капитана Шепелева и артиллерийский дивизион старшего лейтенанта Жбанова, сам побывал здесь на позициях, осмотрел рубеж обороны, приказал уничтожить 70-метровый мост, который фашисты пробовали восстановить. И эти подразделения дивизии, вместе с артиллеристами 575-го полка под командованием Грязновского, стояли здесь до последнего снаряда, сдерживая противника. Особенно тяжелые бои велись за мост через Березину в самом Борисове, который немцам удалось захватить в целости. Вернуть его или уничтожить было очень важно.  2 июля Я. Крейзер, сосредоточивший здесь танковый полк, дал приказ на контратаку по флангам немецкой 18-й танковой дивизии, которая впервые встретилась в бою с советскими «тридцатьчетверками». Командующий немецкой 2-й танковой группой генерал Г. Гудериан тогда отмечал: «18-я танковая дивизия получила достаточно полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т-34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы».  После двух дней ожесточенных боев дивизия полковника Крейзера вынуждена была организованно оставить Березинский рубеж и в ночь на 4 июля 1941 года отступила к реке Нача.

-5

За умелое руководство оборонительными боями на Березине, личное мужество и отвагу 22 июля 1941 года полковник Яков Григорьевич Крейзер был удостоен звания Героя Советского Союза, а 7 августа 1941 года ему было присвоено звание «генерал-майор».

Ход боев под Борисовом и высокая оценка действий командира дивизии Якова Крейзера советским руководством, а также хотя и вынужденная, но объективная оценка событий германскими военачальниками, подтверждают решающую роль 1-й Московской дивизии и ее командира в срыве гитлеровской стратегии «молниеносной войны». Ведь дивизии полковника Якова Крейзера пришлось в одиночку, не имея соседей на флангах и воздушной поддержки, сдерживать отборные танковые части Гудериана. При этом она не только избежала окружения, что было, к горькому сожалению, распространенной судьбой советских соединений в начальный период войны, но и выполнила поставленную задачу, задержав противника.

Благодаря воинскому командирскому мастерству полковника Якова Крейзера, мужеству воинов 1-й Московской дивизии, удалось задержать продвижение ударных частей вермахта на Москву.  Так, если до Борисова темпы наступления немецкой группы армий «Центр» составляли 35–40 км в сутки и более, то между Борисовом и Оршей — лишь 10-12. Используя тактику подвижной обороны, дивизии Крейзера удалось измотать противника, задержать его и нанести ему настолько серьезные потери, что речь о них шла на совещании командования сухопутных сил Германии.

А советским командованием было выиграно время для создания нового рубежа обороны (по Днепру и Западной Двине) и развертывания здесь второго стратегического эшелона обороны Красной Армии.

Из наградного листа на присвоения звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА», на полковника Крейзера Якова Григорьевича:

«Тов. Крейзер Я.Г. в боях за социалистическую Родину проявил образец мужества, воли,

геройства и храбрости. Умело и решительно управлял боевыми операциями дивизии.

Обеспечивал успешные бои на главном направлении армии. Своим личным участием, бесстрашием и геройством увлекал в бой подразделения дивизии. Ранее награжден орденом Ленина.

-6

12 июля 1941 ранен. Достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командующий армией Генерал-лейтенант Курочкин

Начальник штаба Генерал-майор Корнеев.

Член Военного совета Корпусный комиссар Семеновский».

И еще одна, может быть главная, награда полковника Якова Крейзера

В те первые, самые трагические дни Великой Отечественной войны имя командира соединения Красной Армии полковника Якова Григорьевича Крейзера стало подлинным символом первых побед над немецко-фашистскими оккупантами. А красноармеец М. Свинкин и младший командир А. Рыкалин откликнулись песней, сразу получившей популярность в войсках:

Громит врага оружием

Дивизия бесстрашная.

На подвиги геройские

Нас Крейзер в бой зовет.

Лавиной сокрушительной

Пошли бойцы отважные

За наше дело правое,

За наш родной народ.

Автор статьи: Владимир Касьянов