Про события 24 июня еще очень долго будут говорить, выдвигая самые разные конспирологические гипотезы, что совершенно естественно, потому что ничего подобного в России не случалось со времен эпохальных путчей начала 90-х годов и потому что вопросов здесь пока всё больше, чем ответов. Относительно истинных причин этих событий замечу только, что я абсолютно не верю в то, что это была какая-то хитрая спецоперация Кремля или, по крайней мере, самого президента, потому что никакие политические выгоды от эскапады Пригожина не перевешивают тот факт, что в России через почти четверть века с начала правления Путина оказалось возможно, чтобы какая-то “частная военная компания” захватила стратегически значимый федеральный центр, сбила шесть вертолетов и один самолет, и начала столь удалой поход на Москву, что даже в самом Ясенево готовились к обороне. Хотя стоит признать, что в антикремлевских СМИ вероятность такого антиутопического сценария допускалась с самого начала пригожинской фронды, так что абсолютно неожиданным этот недопутч мог быть только для тех наших граждан, кто уж совсем никак не интересуется никакой политической жизнью вообще. Поэтому невозможно представить себе, чтобы отвечающие за безопасность не то что всей страны, а хотя бы только самой власти, совсем уж никак не готовились к грядущему “празднику”. Вопрос только в том, на чьей стороне готовились – агрессора или жертвы, но об этом мы не завтра узнаем. В любом случае первому лицу все это было совсем не нужно и откровенно вредно.
Сейчас мы слышим много вполне ожидаемой критики про ту самую ЧВК и ее “духовного лидера”, но я только бы только заметил, что в подобных обличениях самое главное – не обобщать, “не выбрасывать пробку вместе с шампанским”. Я даже не уверен в том, что необходимо распустить все ЧВК, ведь сама идея ЧВК, работающего в интересах государства – это очень эффективная идея, особенно в ситуации “гибридных войн”. В конце концов, из всех возможных ЧВК только «Вагнер» объявил “поход на Москву”, почему все остальные ЧВК должны за него расплачиваться? Ну и, разумеется, совсем не стоит всех “вагнеров” мазать одной краской: там много настоящих героев, уже вошедших в историю России, далеко не все из них разделяли какие-либо идеи и настроения руководства, и уж точно далеко не каждый из них решился на столь абсурдный мятеж. Что же касается каких-либо военных, правовых, финансовых и тому подобных аспектов этой истории, то они просто совсем не интересны и ничего существенного я здесь сказать не могу.
Но если во всей этой истории есть какой-то аспект, на который я считаю принципиально важным обратить внимание – это аспект мировоззренческий, а точнее, идеологический. Да, мы знаем, что «Вагнер» - это совсем не «Азов», что у него нет никакой официальной деструктивной доктрины и что члены «Вагнера» не присягают какой-либо доктрине. Но мы знаем, что некоторые эстетические элементы самопрезентации этого ЧВК, начиная с самого названия, вызывают ассоциации с неоязычеством, оккультизмом и ультраправыми движениями, что само по себе более чем странно в ситуации, когда одна из главных целей СВО – это денацификация Украины, т.е. уничтожение украинского нацизма во всех его проявлениях. Поэтому, следуя элементарным причинно-следственным связям, нашей власти еще до того, как она решила использовать «Вагнер» не то, что в Новороссии, а даже в Африке, имело бы смысл конструктивно поговорить с руководством этой ЧВК относительно ее идеологических предпочтений. И начать с самого простого вопроса: почему это ЧВК, призванное выражать интересы современной России, имеет такое интересное название? Неужели все дело лишь в любви к замечательной музыке Вагнера? Уточняю для совсем незамутненных: лично мне очень нравятся впечатляющие симфонии Вагнера, особенно интересно их понимать в историко-философском контексте его эпохи и немецкого неоромантизма в целом, и если речь идет только об этом, тогда никаких вопросов нет. Но, к очень большому сожалению, идейные увлечения самого Вильгельма Рихарда, повлиявшие также и на его музыку, сделали его одним из предшественников немецкого нацизма, не случайно его имя культивировали в нацистской Германии. Отсюда и вопрос: почему именно «Вагнер»? И мы знаем ответ на этот вопрос: это позывной командира «Вагнера», который, я надеюсь, только в юности увлекался соответствующей эстетикой, что можно было бы забыть и простить, если бы это увлечение было бы им самим как-то осуждено, иначе этот вопрос остается, как и многие другие вопросы. Зачем, действительно, слово “кровь” на эмблеме «Вагнера», как заметил в своей недавней проповеди епископ Луховицкий Евфимий? Зачем апологетический фильм про «Вагнер» называется «Лучшие в аду»? И насколько все члены «Вагнера» могут ответить на эти вопросы и осознают, какие идеологические ассоциации они вызывают? И стоит ли тогда удивляться, что из всех ЧВК именно эта оказалась столь легка на подъем для организации военного давления (назовем это так) на саму российскую власть?
Но чтобы все эти вопросы у нашей власти возникли, да еще и не “после праздника”, а с самого начала, наша власть должна реально осознавать, насколько важное значение имеет МИРОВОЗЗРЕНИЕ тех, с кем она работает, да и вообще любого человека как такового. И насколько не все равно, во что люди верят, как верят, почему верят, и какие символы, лозунги, имена, портреты, флаги в связи с этой верой выставляют на показ. А если же все-таки всё равно, то тогда не удивляйтесь, почему люди с соответствующим мировоззрением вдруг могут вас предать и даже направить ваше же собственное оружие против вас самих.
Аркадий Малер, глава интеллектуального Клуба Катехон