Найти тему

За что Толкиен не любил Дюну?

Роман Фрэнка Герберта "Дюна" был опубликован несколько позже, чем "Властелин Колец" Толкиена. Впервые он появился в виде сериализованной публикации по главам в журнале Analog Science Fiction and Fact с 1963 по 1965 годы. Окончательное издание отдельной книги "Дюна" было выпущено в 1965 году, спустя десять лет после завершения трилогии Толкиена. Естественно, фанаты фантастики не могли не сравнивать эти два великих произведения, особенно учитывая, что оба они разворачиваются в тщательно проработанном огромном мире. Оба текста повествуют о эпических событиях, в которых принимают участие яркие и запоминающиеся персонажи. У каждого из этих двух произведений также существуют собственная философия и теологические концепции.

Обложка русского издания «Дюны» 2020 г.
Обложка русского издания «Дюны» 2020 г.

Какова была позиция Толкиена по отношению к произведению своего коллеги? Она была далеко не положительной. Толкиен откровенно не любил "Дюну". Это мы знаем со слов самого Толкиена. В письме одному из своих читателей, который прислал ему книгу "Дюна", Толкиен пишет:

«In fact I dislike Dune with some intensity»
Letter to John Bush, 12 March 1966

Что можно перевести как, «На самом деле Дюна довольно сильно мне не нравится». Такое отношение к книге Герберта было обусловлено множеством различных причин. В качестве убежденного католика, он признавал свободу совести и право верующих следовать своему пути к Богу. Естественно, культура мира "Дюны", основанная на исламе, ему изначально была чуждой. А политический ислам, который породил в мире книги Герберта так называемый Батлерианский Джихад, Толкиен, как истинный англичанин, относился крайне негативно. Ведь, по сути, будущее, представленное в "Дюне", является миром, где победили Усама Бен Ладен и подобные ему фанатики.

Фанарт по миру «Дюны».
Фанарт по миру «Дюны».

Толкиен имел множество претензий к самой книге "Дюна" в целом. Это отмечает Мартин Тернер, современный литературовед из Оксфордского университета. По его словам, Толкиен был заинтересован только в историях, которые были хороши по себе, независимо от окружения. Он предпочитал, чтобы эти истории вмещали надежду и несли добрые идеи. Содержание явного садизма и разврата, присутствующее в отношении Харконненов в "Дюне", вызывало у Толкиена отторжение. В собственных текстах Толкиена, несмотря на то, что он писал о страшных событиях, отсутствуют кровавые детали, а тем более сексуальные сцены

Пол Атридес благородный человек, но совсем не Арагорн.
Пол Атридес благородный человек, но совсем не Арагорн.

Произведения Толкиена рассказывают о неизбежной победе добра и справедливости. В центре внимания находятся не правители или влиятельные личности, а скромные хоббиты и скиталец Арагорн. Даже Гэндальф, могущественный и мудрый посланец валар, получает второстепенную роль в истории. В то же время, "Дюна" рассказывает историю о правителях, власти, мести, коварстве и злодействах. Как отмечает Тернер, Толкиен больше предпочитал эпос о Беовульфе, чем философию Макиавелли.

Пески Орегон-Дьюнс вдохновили Фрэнка Герберта на создание «Дюны».
Пески Орегон-Дьюнс вдохновили Фрэнка Герберта на создание «Дюны».

Однако ещё более значительное отличие между подходами этих двух писателей заключается в способе создания своих миров. Толкиен критиковал К.С. Льюиса за небрежность и эклектичность в описании мира Нарнии. С другой стороны, для Герберта сам мир Дюны рассматривался лишь как фон для приключений "Лоуренса Аравийского в космосе", как утверждали критики. Кроме того, Толкиен уделял крайне много внимания деталям вымышленного мира, особенно языкам, используемым его народами. В случае Герберта, этот аспект практически не затрагивался, по мнению профессора Толкиена, по крайней мере.

Одна из сестёр Бене Гессерит в фильме Дэвида Линча, 1984-го года.
Одна из сестёр Бене Гессерит в фильме Дэвида Линча, 1984-го года.

Толкиен не выносил нравоучений в художественных текстах. Поэтому его персонажи избегали философских рассуждений о добродетели. Если обсуждался моральный выбор, то это происходило в контексте конкретных ситуаций. В некоторых случаях использовались аналогии и притчи. Следовательно, организации, подобные "сестрам Бене Гессерит" в мире "Дюны", которые проповедуют отчетливые морализаторские позиции, а также демагогия Пола Атридеса, вдохновляющего своими речами фрименов, скорее всего вызывали отторжение у Толкиена.

Фримены Дюны. Кадр из телесериала 2000 г.
Фримены Дюны. Кадр из телесериала 2000 г.

Кроме того, в эпических текстах невозможно не заметить мировоззрение автора. Толкиен был ортодоксальным католиком, а философия, присутствующая в текстах Герберта, представляла собой типичную для образованных американцев того времени смесь экзистенциализма, рационалистического скептицизма и элементов, которые Мартин Тернер охарактеризовал как "прото-Нью-эйджизм" (фактическое формирование мистического движения "Нью-эйдж" произошло позднее и стало популярным в 1980-е годы). Здесь можно говорить о несовместимости в общей картины мира.

Фанарт по барону Владимиру Харконену — одному из главных персонажей «Дюны».
Фанарт по барону Владимиру Харконену — одному из главных персонажей «Дюны».

И, наконец, для Толкиена наибольшее значение имели положительные персонажи, включая тех, кто не обладал героическими чертами. Даже самый жалкий персонаж, такой как Голлум, имел возможность на спасение в его произведениях. Отрицательные персонажи, даже самые могущественные и играющие важную роль в сюжете, практически не были детально разработаны. Читатель "Властелина колец" не узнает ничего о привычках и предпочтениях Саурона. В то время как в произведениях Герберта, наоборот, особенно тщательно проработаны злодеи и негодяи. Здесь речь идет не о подвигах, а о подлостях, не о приключениях, а об интригах. Разумеется, с учетом своего характера и представлений о том, что является правильным и должным, Толкиен не мог одобрить подобную книгу.