Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Варшавское восстание 1944 г: стихийный порыв или попытка опередить Сталина?

Историки недоумевающе разводят руками: почему начало восстания назначено на 17–00 1 августа? Профессор В. Невежин говорит: «Было бы понятно, если рано утром... но в 5 вечера?»

А может быть, пришла инструкция? Дело в том, что в Лондоне польское правительство С. Миколайчика, поддерживаемое У. Черчиллем, пыталось наладить контакты со Сталиным, Миколайчик прилетел договариваться в Москву в конце июля, и вдруг подарок: Варшава восстала!

Красная армия в июле-августе 1944 года осуществила блестящую операцию «Багратион» по освобождению Белоруссии, не только перейдя границу Польши, но и выйдя к Варшаве. Создавалась перспектива для взятия Варшавы, да и до Берлина было уже недалеко, а на освобождённой территории Польши образовался «Польский комитет национального освобождения», который поддержан был СССР.

Облик Варшавы после восстания
Облик Варшавы после восстания

Но в Польше существовала такая мощная подпольная военная организация, как Народная Армия крайова, которая стала ядром восстания, при этом Армия крайова настроена была решительно бороться с Красной армией.

В этой ситуации и Лондон, и Миколайчик воспринимали события однозначно: Красная армия приближается, входит в Варшаву, а столица независимой Польши уже свободна от немцев, порядок охраняет АК, власть в руках Лондонского правительства, эмиграция которого закончилась возвращением в столицу, ставшую свободной! При этом реализуется главная идея Лондона и Миколайчика: не допустить установление просоветского режима в Польше.

И в этот момент Красная армия останавливается! Польские историки заявляют: советские войска могли уже в августе 1944 года освободить Варшаву. Однако политические моменты, которые были связаны с противоречиями в отношениях с польским эмигрантским правительством, желание обойти Миколайчика в гонке за власть в Польше побудили Сталина затормозить наступление на Варшаву. Именно это обрекло тысячи повстанцев-варшавян и гражданских лиц на гибель, а саму Варшаву – на полное разрушение.

Это становится обвинением «проклятому Сталину», который ради политических целей остановил Рокоссовского и погубил десятки тысяч поляков.

Советские исследователи не сталкивались с проблемой «реабилитации» Сталина, поскольку в ПНР итоги Варшавского восстания рассматривались только в одной плоскости: героизм поляков и зверства нацистов.

А вот современные историки РФ вынуждены доказывать, что Красная армия после победной операции «Багратион» была измотана, не имела боеприпасов, горючего, требовались пополнения – наступать дальше было невозможно.

Но, по мнению историка Б. Соколова, изложенному в его книге из серии ЖЗЛ «Рокоссовский», Сталин бросил варшавских повстанцев на произвол судьбы и приостановил наступление Первого белорусского фронта по политическим соображениям – зачем помогать тому, кто выступает против тебя, но в трудный момент требует помощи?

Что, в очередной раз нужно было оправдываться, доказывать, что «мы не хотели, так получилось»? Ещё в IV в. до н.э. китайские философы сформулировали постулат: «Политика не имеет ничего общего с моралью!» Сталин прекрасно понимал, что должен уложить в тяжёлых боях, в прорыве к Варшаве, несколько десятков тысяч наших солдат, чтобы затем Польша оказалась в руках враждебного СССР правительства?

Каждое правительство ответственно прежде всего за будущее своей страны, и Сталин не рисовал Лондону и Миколайчику «красные линии» – он просто не допустил к власти тех, кто действовал во вред СССР, и он был прав.