Продолжение. Предыдущая часть здесь⤵️
"Роден лепит гермафродитов!"
Слава скульптора пришла к Огюсту Родену довольно поздно. Ему приходилось работать поденщиком, лепить статуэтки по образцам в мастерских удачливых и модных скульпторов, на паях держать мастерскую в Брюсселе.
Роден объездил всю Бельгию, съездил в Италию, чтобы увидеть работы любимого им Микеланджело. После этой поездки он начал лепить свою знаменитую статую "Бронзовый век". Первоначально она называлась "Побежденный".
Натурщиком был молодой бельгийский солдат Нейт. Он не имел ни малейшего понятия об искусстве и наотрез отказывался позировать обнаженным. Только довольно высокая плата -- 10 франков в час -- сломила его упорство. Он привык позировать обнаженным, но все-таки смущался, что скульптура получалась очень чувственной, даже женственной, и говорил Родену:
"Он совсем голый, мсье, я чувствую, что будет скандал".
А тут еще ревнивая Роза. Роден запретил ей приходить в мастерскую, пока шла работа над "Бронзовым веком". Она подходила к двери и тихо стояла, Огюст слышал ее дыхание. Бог знает, чего только не передумала Роза!
Роден выставил скульптуру в брюссельском Салоне. И тут началось! Его обвиняли в том, что он делал скульптуру по слепку, что спереди это мужчина, а сзади -- женщина, что Роден лепит гермафродитов и с ним самим не все в порядке, если ему нравится лепить мужские тела. И не зря он столько времени провел возле произведений Микеланджело, а уж каким был Микеланджело, всем известно...
Он готов был бежать из Брюсселя, но не было денег. И тут снова вмешалась судьба в облике неценимой им Розы. В течение шести лет, что они жили в Брюсселе, она потихоньку откладывала деньги.
Роден не мог поверить: девятьсот пятьдесят франков! Как она смогла это сделать? Ему было стыдно за свое отношение к Розе, но прощения он просить все равно не стал -- ведь он ей не муж. Сказал только: "Мне никогда тебя не понять". А на вопрос, счастлив ли он, ответил Розе: "Почти. Теперь я могу выставляться в Париже".
Как остановить мгновение
В Париже "Бронзовый век" наконец-то был замечен и оценен. В 1880 году жюри Салона присудило скульптуре третью медаль и в том же году статую купило государство. Теперь "Бронзовый век" украшал одну из аллей Люксембургского сада.
После успеха великолепной скульптуры Иоанна Крестителя Роден был приглашен в дом известного издателя Шарпантье, где познакомился со знаменитостями своего времени: Эмилем Золя и Виктором Гюго. Золя был поклонником творчества Родена, а вот Гюго отнесся свысока и не пожелал признать его таланта, отказав позировать:
"Я предпочитаю, чтобы меня запечатлели для потомков более умелые руки".
Но все же впоследствии Роден лепил Гюго. Умирающая любовница писателя Жюльетта Друэ уговорила Родена прятаться за ширмой в ее покоях и работать. Гюго приходил ежедневно, и Огюст, сидя в нескольких метрах от ничего не подозревающего великого Виктора, наблюдал за ним и лепил голову.
А на вечере у Шарпантье они не поделили женщину -- молодую красивую актрису Мадлен Бюфе. Гюго, Казанова своего времени, даже будучи в весьма солидном возрасте, не пропускал мимо ни одной юбки, но Мадлен предпочла Родена.
У Родена в Париже было уже две мастерские, но когда они с Мадлен стали любовниками, он снял еще одну, о которой не знала Роза. Правда, связь эта не была долгой, зато чем больше времени он проводил с Мадлен, тем внимательнее был к Розе. Он считал себя вправе вести двойную жизнь, но почему-то на этот раз помалкивал, не желая ее огорчать. Роза вела дом, воспитывала их сына, ухаживала за его умирающим отцом. На смертном одре отец Родена потребовал от сына клятву, что тот женится на Розе, но Огюст только выдавил из себя:
"Я обещаю... когда-нибудь".
Государство заказало Родену уникальный проект: создание дверей для нового Музея декоративных искусств "по мотивам" дантовской "Божественной комедии". Он загорелся: Микеланджело сделал подобное в Сикстинской капелле, а он, Роден, сотворит свои "Врата ада" с сотнями небольших скульптур. Вместе с заказом он получил еще одну -- государственную -- мастерскую, куда однажды и пришла 20-летняя Камилла Клодель, девушка, желавшая стать скульптором. Роден принял ее холодно, но Камилла доказала ему серьезность своих профессиональных намерений. К тому же она была образованна, умна, очень красива. И молода -- почти вдвое моложе его.
Как-то он привел ее в одну из своих мастерских, о которой никто не знал, и спросил ее мнение о бюстах Гюго. Их были десятки. Камилла села на единственный стул почти без сил: работы были гениальны! Она молчала. Роден сказал:
"Они вам не нравятся. Но они не закончены. Мне все время приходится менять выражение его лица".
"Ошибаетесь, -- ответила девушка. -- Они закончены. Просто у самого Гюго нет постоянного выражения, и каждый бюст -- это Гюго в какой-то момент жизни".
Роден был потрясен. Такое просто никогда не приходило ему в голову. Он понял, почему никогда не бывал до конца удовлетверен своими работами. Он пытался запечатлеть лицо в движении, а нужно было просто останавливать мгновения. И сразу влюбился в Камиллу. И захотел ее лепить.
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Елена Ганкевич (с) "Лилит"