«Познавая море, познаёшь себя.»
Ге Н.Н.
Это было на черноморском побережье Болгарии, вблизи посёлка Равда. Познакомился я случайно с приветливым, словоохотливым болгарином по имени Веселин. Он работал электриком в одном из отелей. Разговорились и я узнал, что он ещё и рыбак. В свободное время он выходил на своей лодке в море, ставил сети на паламута, благо в ту осень его подошло много к этому участку побережья. Я конечно напросился выйти с ним в море. Он предупредил, чтобы я взял с собой тёплые вещи. Рыбалка, дескать, будет происходить после захода солнца.
С опозданием минут на двадцать, я приехал в указанное место. Вижу: лодка уже под парами, мотор молотит. Ну, думаю, сейчас придётся оправдываться. Рванул, как был, в шортах и шлепанцах к причалу. Вину свою ощущаю, но Веселин совершенно спокойно говорит:
- "Саша, ты вещи тёплые взял?».
- «Взял, - говорю, - в машине лежат».
- «Сходи переоденься».
Думаю, на кой ляд утепляться? Жара на улице. В общем, задержка вышла по моей вине минут на сорок. А ещё говорят, что болгары всегда опаздывают...
Наконец отчалили. Стемнело быстро. От берега шли около часа через плавучию ферму мидий, а там везде канаты да троса натянуты, дельфины и те запутываются
Про себя говорю: -"Ты, Саша, на этом судне даже не юнга, а так, балласт какой-то. Так что сиди и помалкивай, это тебе не на АН-12 помощником командира корабля летать. Зад отсиживать. Здесь всё серьезно».
Вышли в заданную точку. Буйки сигнальные мигают, навигации никакой, спасательные жилеты отсутствуют, а волна приличная.
Посмотрел: волна под самый борт подкатывает, а движок дизельный здоровенный. Если хлебанём - плавучесть ноль. Да ещё костюм дворника на мне зимний. Посмотрев на зелёные огни отеля "Адмирал", виднеющиеся в дали, понял: если что, не выплыву...
И тут Веселин не громко начал разговаривать по телефону. Пригляделся… Да мы здесь не одни. Были отчётливо видны огни ещё трёх рыбацких лодок. Мои минутные страхи мгновенно улетучились. Веселин начал расставлять сети. Делал он это умело, без спешки. Когда он закончил это священнодействие, я спросил:
- "Веселин, а сколько метров сетей ты обычно ставишь?»
- «Триста метров», - отвечает.
- «А не мало?", - поинтересовался я.
- "Для меня вполне достаточно. Ведь для моей семьи ста солёных рыбин хватит на весь год. Зачем мне больше?» - ответил Веселин.
Время до утра у нас было предостаточно. Мы покачивались на волнах и тихо беседовали. И тут Веселин поведал историю из жизни, которую я воспринимаю, как мудрую притчу. Дело было так. Отец с сыном из соседней деревни отправились в море на рыбалку. Рыбы в тот год было очень много, и они поставили целый километр сетей. Улов был богатый. Они затянули сети с рыбой в лодку, не понимая, что лодка сильно перегружена (кто же бросит такой улов), и направились к берегу. Неожиданно набежала небольшая волна, которой было достаточно, чтобы лодка пошла ко дну. Спастись им не удалось...
На рассвете мы неспешно начали проверять сети, аккуратно вынув из них около двадцати красивых рыбин и направились к берегу, держа курс на бледнеющие огни "Адмирала". Высадившись на твердь земную, я понял, что для меня прелесть морской рыбалки заключается именно в этом моменте! В общем, не задалась моя морская карьера. Не быть мне адмиралом.
Много позже я услышал совсем другую, российскую историю про рыболовные сети. Весна, разлив на Оке. Наверное, начало 70-х. Стали доступными мощные лодочные моторы. Односельчане на двух моторных лодках едут ставить сети… Но не поделили рыбное место… Тесно же! Одна из лодок идёт на таран…
Утонули на глазах у всей деревни семь человек...