У абсолютно любого представителя творческой профессии (а журналистика в этот сонм входит, как по мне) есть свои незакрытые гештальты. В моём конкретном случае - это интервью с музыкантами, которые долго не удаётся сделать. И какое же журналистское счастье, когда звёзды на небе складываются в нужный пазл, и интервью выходит в свет. С моим сегодняшним собеседником я уже беседовал, но это была радийная история, и это было давно. Он был другим. Я - тоже. Обстоятельства времени и пространства вносят свои коррективы. Люди меняются под их воздействием. Но это тут случай, когда все изменения, как мне показалось, были не зря.
Толя Царёв - лидер, автор, музыкант, основатель тамбовской группы «Операция Пластилин» и человек с незаурядным талантом и харизмой.
Толя - органичен. Органичен буквально во всём. Но главное, что он искренен со своими слушателями. В его песнях весь он. С надрывом от боли, с безусловной любовью, с лукавым пацанским прищуром и лирикой провинциальных подворотен. Словом - настоящий. Что, безусловно, редкость и большая удача для журналиста. Поэтому и интервью получилось интересным, и я очень надеюсь, не только для нас с ним. Впрочем, это вам решать.
Хоровод остановится.
У сказки будет хороший конец, правда, Толь?
Толя, приветствую тебя.
Расскажи о ближайших концертных планах группы «Операция Пластилин». Где вас можно будет увидеть и услышать живьём в ближайшее время? Планируется ли очень масштабный осенний тур по городам и весям нашей страны, или же это будет мини-тур, в рамках которого пройдут концерты только в больших городах?
Всем привет. Наши ближайшие концертные планы - это летние фестивали в июле-августе. Несколько фестов. И дальше, если всё будет хорошо и всё получится, то мы бы хотели «докатать» некоторые города, где мы не были с презентацией альбома «Блэкаут». Это прежде всего: Урал, Сибирь, Дальний Восток.
Также у нас запланированы осенние выступления в столицах. Большую часть сет-листа этих концертов будут выбирать наши слушатели: в настоящее время у нас выходят посты с голосованиями в группе ВК, где каждый может выбрать любимые треки со всех альбомов, и мы их включим в сет-лист итоговой программы именно для Москвы и Питера. То есть это будет такой «New + The Best».
Но в целом, какие-то масштабные туры или активности мы не планируем сейчас. Куда получится - туда доедем, что получится – то сделаем. В остальном, просто живём одним днём.
Ещё один вопрос о планах. Ведётся ли у группы какая-либо студийная работа? Планируете ли порадовать своих поклонников новыми синглами или, чем чёрт не шутит, альбомом?
Студийная работа ведётся. Я, если честно, стал гораздо больше любить студийную работу, чем концертную. Не знаю, то ли это связано с многолетней усталостью от туров, то ли ещё с чем-то, но гораздо больший кайф я сейчас получаю от именно такой работы, потому я практически беспрерывно пишу новые песни. Я не знаю, когда будет следующий релиз, но у меня есть достаточно много черновиков, оставшихся с «Блэкаута» и, возможно, мы их выпустим в качестве «B-sides», то есть это будет альбом или сборник, который не объединён какой-то общей темой, как все наши альбомы, которые сделаны в каком-то едином ритме, в едином вайбе… Это будут песни, которые, грубо говоря, никуда не вошли. Но это не более, чем идея. Посмотрим, во что это выльется. В общем, и синглов, и альбома следует ожидать примерно в любой момент, когда мне стрельнет в голову, и мы успеем всё это качественно записать и «зарелизить».
Последний на данный момент студийный альбом группы «Блэкаут», по мнению многих моих знакомых, которые разбираются в творчестве «Операции Пластилин» - самый депрессивный и непростой для прослушивания, из-за того, что он, так получилось, является глубоко личным для каждого слушателя и в тоже время, буквально выворачивает «наизнанку» от остроты и злободневности песен. Хотя, на мой скромный взгляд, это лучший альбом коллектива и уж точно лучший рок-альбом 2022 года. Спустя довольно большое время после выхода его в свет, как ты оцениваешь его принятие публикой? Он, что называется, «зашёл» ей несмотря на обстоятельства, сложившиеся вокруг нас? Не было ли у тебя мыслей, что, возможно, какие-то композиции можно было доработать? Перфекционизм – это, вообще, про тебя?
Спасибо большое за высокую оценку альбома. Мы лично не знакомы, но мне всегда импонирует , когда люди глубоко погружаются мою в музыку, и, действительно, могут что-то прочувствовать, что-то для себя находят, это действительно ценно и важно для меня. Спасибо.
Что касается восприятия альбома публикой, очевидно, что времена такие, что, наверное, восприятие было искажённым, потому что у большинства людей сейчас воспалённое сознание, воспалённое восприятие, кто-то затуманен одним, кто-то затуманен другим, поэтому я не думал ни о каком фидбеке, как это было раньше с альбомами «Рейв» или «Грустные песни для уставших людей» - я просто хотел высказаться и выплеснуть те чувства, которые были у меня внутри, потому что иначе бы они меня просто разорвали. Психологи нынче очень дорогие, а перевод своих чувств и эмоций на язык музыки – очень хорошая терапия для меня. Поэтому «Блэкаут» – это не альбом для продвижения группы, для каких-то новых высот, мы вообще об этом не думали. Это просто психотерапия. Я не знаю, как его оценивать насчёт восприятия публикой, особенно в условиях полностью изменившейся индустрии, полностью изменившегося мира, и не знаю, как ответить на этот вопрос.
По поводу мыслей, что какие-то композиции можно было бы доработать, да, такие мысли есть абсолютно всегда, и чем больше времени проходит от момента релиза, тем эти мысли всё настойчивее и настойчивее. Ты анализируешь, думаешь, вот здесь уже так не надо было делать, вот здесь можно было по-другому, здесь можно было взять ещё неделю и посидеть над партиями, поэтому да, перфекционизм - это про меня. Крайне мало таких песен, где я бы не хотел ничего дорабатывать. Пожалуй, в голову приходит только «Цу-е-фа». Практически все остальные песни, может быть за исключением двух-трёх, хотелось бы как-то улучшить, что-то ещё сделать, но в то же время я вменяемый перфекционист, я понимаю, что это было бы уже не то. То есть то, что людям уже «зашло» в уши, как бы ты это не переделывал, об этом всё равно будут говорить: «Зачем вы всё поменяли?». Поэтому мы не переписываем старые песни, как правило, это бывает только в исключительных случаях, потому что перфекционизм перфекционизмом, но не надо гнуть палку и гнаться за несуществующими вещами.
После выхода альбома в свет, ты почувствовал облегчение от того, что всё что накопилось за сложный период жизни, наконец-то покинуло тебя и стало чем-то общим, и что теперь не надо это держать только в себе, а можно разделить с поклонниками?
Нет, я не почувствовал облегчения. Когда ты заканчиваешь альбом, ты как будто своего ребёнка отправляешь в самостоятельную жизнь. Вот ему исполнилось 18 лет, он вышел за порог и уехал в собственную квартиру или в общагу в универе, а ты теперь, стоишь на пороге своей квартиры и не испытываешь облегчения, а испытываешь тревогу. И конкретно, если говорить про альбомы, то эта тревога порой мучительная. Поэтому в последнее время я начал писать песни просто в нон-стоп режиме, чтобы не было такого, что релиз сделал, фидбек получил, всё прорекламировал как надо, отъездил тур и всё… У тебя пустота. И ты сидишь перед чистым листом, тебе нужно куда-то опять двигаться, набирать какой-то новый опыт, чтобы ещё писать, писать и писать, а для меня это слишком тяжело, и я теперь это не так воспринимаю. Просто пишу всё время, и в какой-то момент новые песни или стихи будут собираться в релизы.
Опять же возвращаясь к альбому «Блэкаут»: какая самая любимая песня у тебя? И есть ли песни, которые ты совсем не хочешь петь на концертах или даже просто слушать, исходя из того, что просто тяжело переживать «нерв времени», как ты уже писал в своих постах, внутри себя из раза в раз?
У меня 2 любимые песни на альбоме «Блэкаут». Первая, собственно, одноимённая, которая называется «Блэкаут». До сих пор помню первую эмоцию, когда послушал только что сделанную демку. Была то ли поздняя зима, то ли ранняя весна. Я ночью закончил этот трек, записал черновой вокал и вышел со студии, чтобы поехать домой. До машины метров 50-100 надо было пройти по снегу, так как дороги все замело.
И вот я иду, ночь, ясное небо, полнолуние, и луна такого розово-кровавого цвета. Огромная. И снег блестит, как будто на нём кровь. И в голове звучит: «Черная весна пляшет в кромешной тишине, и под ее подошвами хрипит розовый снег». Жутковато даже. Но таково было моё состояние на тот момент. А ещё мне очень нравится последнее время совмещать простые синтовые мелодии с нашим обычным панк-роком, что как раз и получилось идеально в песне «Блэкаут». Некоторых это бесит, потому что они не вникают. Слышут «унца-унца», значит «попса». А для меня это чистый кайф. И «подумать», и «подрыгаться».
И вторая песня, это «Хоровод». В которой очень пробирающий меня припев, очень личный, и который до сих пор вызывает мурашки, когда я её исполняю, особенно под акустическую гитару.
Эта песня для меня особенна тем, что на 98% она была написана в моей голове в дороге между городами очередного нашего тура. Обычно в таких условиях я пишу в основном какие-то строчки отдельные, идеи или музыкальные ходы. А тут ниточка за ниточкой вытянулся из бессознательного целый трек. Между одними городами написался текст, на второй день мелодии. Я ещё боялся, что не удержу в памяти какие-то детали по аранжировке, поэтому пришлось качать Garage Band и частично забивать туда музыку. Фактически, когда я приехал домой, мне оставалось только всё это записать в демку и отдать группе для репетиций.
Плюс, опять же, в «Хороводе» снова сочетается электронная музыка с прямой бочкой и рок-риффы с качёвым припевом. А это моя отдушина сейчас, как музыканта.
Что касается песен, которые мы ни разу не исполняли на концертах, то это трек «Отец». Во время работы над альбомом я очень долго не мог записать вокал, потому что меня постоянно триггерило и «высаживало». Это связано с моими сложными тяжёлыми отношениями с отцом, которые не так давно, надеюсь, пришли к своему логическому финалу и, надеюсь, что хотя бы здесь больно больше не будет.
В посте, посвящённом выходу альбома «Блэкаут», ты сказал про его обложку, что она лучшая среди всех когда-либо украшавших пластинки группы. Но ведь эта обложка создана нейросетью, о чём тоже было сказано в посте. Тебе не претит то, что она не создана человеком, что это не «чистое творчество» в привычном понимании этой фразы? Ведь ты же сам глубоко творческий человек и вряд ли бы согласился на то, чтобы тексты и музыку для группы генерировала нейросеть?
Дело в том, что все наши обложки с первого и до предпоследнего альбома мы рисовали с художниками и, как правило, это были мои идеи, для которых я искал человека, в первую очередь, близкого мне по духу, который бы мог прочувствовать, что я хотел бы увидеть, и нарисовать это. А когда мы писали альбом «Блэкаут», я оказался в добровольном одиночестве, я изолировался ото всех, радикально сократил своё присутствие в социальных сетях. Было очень тяжело. И то, что обложку делала нейросеть, это ещё одно дополнение общего вайба альбома.
Я никогда не делаю так, чтобы музыка существовала отдельно, графика отдельно, промо-кампания отдельно, лайвы отдельно. У меня каждый альбом - это цельная история, задача которой зафиксировать тот самый нерв времени, и эта цельная история должна в идеале прослеживаться во всём: начиная от музыки, текстов, звука, что немаловажно, и заканчивая графикой и видео, которые идут вместе с альбомом. Именно потому, что обложку делала нейросеть, она и получилась такая холодная и безжизненная. Но в этом и есть смысл, логическое продолжение музыки и текстов. Поэтому, да, с этой точки зрения, это одна из лучших обложек, которая у нас была, так как она попала прямо «в яблочко», не самим рисунком, а именно своим настроением и подходом к её созданию.
Ваша творческая активность в последнее время потихоньку выходит на прежний уровень. Что является основными катализаторами того, что ты стараешься выйти из глубокой депрессии, в которой был, и находить в себе силы выступать перед публикой? Были ли у тебя и ребят мысли, вообще не презентовать «Блэкаут» этой зимой и, если да, то что сподвигло вас поехать в тур и зажечь по полной?
На самом деле, наша творческая активность с 2019 года не выходила на нужный уровень. 2019-й мы закончили с огромной надеждой и на большом подъёме: мы играли по 60 концертов в год, по 2 больших тура, начали собирать первые по-настоящему большие клубы, была куча планов. А потом всё пошло на дно. Понятно, что целеустремленного и заряженного человека мало что может остановить, но лично у меня что-то внутри треснуло. И я поломался, причём до сих пор ещё даже не начал себя заново собирать, а пребываю в полностью разбитом состоянии, несмотря на то, что продолжаю выступать и выпускать песни. Поэтому я бы не сказал, что у нас сейчас какая-то яростная активность. Мы хотим играть музыку, играть её в любое время, потому что я считаю, что это важно, потому что музыка должна звучать, особенно музыка, которая поддерживает, как мне кажется, позитивные идеи, созидательная, добрая музыка о любви, о чём-то хорошем, о чём-то, что может поддержать человека в сложный момент. В общем, несмотря ни на что, мы какие-то концерты играем, их в разы меньше, чем могло бы быть, чем, может, было бы нужно, но это всё, на что я сейчас способен. Потому что в последние годы, повторюсь, я веду затворнический образ жизни, мало где появляюсь, мало с кем общаюсь и в основном пишу песни, ковыряюсь в саду и занимаюсь воспитанием ребенка. Я просто не знаю, как мне правильно жить дальше. У меня нет никакого образа будущего сейчас. И в этом основная проблема. То есть раньше, была мечта, была цель, было понимание того, что как работает. Сейчас нет вообще никаких правил. Поэтому очень тяжело. И мы делаем то, что возможно, в тех условиях, в которых мы живём.
В этом году так получилось, что у группы полностью сменился менеджмент. Сменит ли вектор развития сама группа и, вообще, чего ты ждёшь от сотрудничества с новыми людьми, которые во многом будут определять стратегию и тактику развития коллектива?
К большому сожалению, в феврале 2023 года (я всегда ненавидел февраль!) мой друг и наш директор Женя Соловьев ушёл из жизни. Надеюсь, он сейчас в лучшем мире, в более добром и радостном, где ему не нужно уже столько переживать, столько работать и где ему спокойно и легко… Я на это надеюсь, по крайней мере.
Какое-то время я рулил делами группы сам, но понял, что схожу с ума от объёма информации и работы, когда пообещал концерт «Операции Пластилин» в одном и том же городе двум разным организаторам. И сейчас у нас новый директор – Илья Золотухин.
Что касается «вектора» группы, то он, конечно, не изменится, потому что его всегда задавал я, так или иначе, и моё внутреннее эмоциональное состояние. В общем, «Операция Пластилин» остаётся «Операцией Пластилин».
«Операция Пластилин» давным-давно не снимала клипы. Есть ли в ваших планах визуализация песни или, быть может, песен, например, с альбома «Блэкаут»?
С клипами всегда большая проблема. У меня нет в ближнем круге друзей и знакомых, которые мне достаточно близки и находятся со мной на одной волне, чтобы то, что есть у меня в голове, претворить в жизнь. А на нетворкинг нет моральных сил сейчас.
Я больше не хочу банальных клипов, коих в избытке на рынке, и которые встречались и у нас, где одна сюжетная линия и параллельно группа играет, всё здорово, классно, но меня это не интересует.
Меня сейчас больше «несёт» в сторону искусства (громко сказано, но тем не менее), самовыражения, в такие термины, которые не связаны с коммерцией, продвижением и миллионами просмотров. Хочется радости совместного творчества с талантливыми людьми.
В общем, идей много, нужны «руки» и кайф от совместного творчества.
Короче, если это интервью будет читать кто-то, кто занимается видеопродакшеном, маякните мне, вдруг получится поработать вместе и сделать красиво!
Традиционный вопрос хит-парад. Если представить, что готовится трибьют вашей группе, то какие бы ваши песни ты бы хотел, чтобы спели определённые группы? Что это за песни и группы, соответственно?
Если бы кто-то когда-либо связался с этой безумной идеей сделать трибьют «Операции Пластилин», то я бы просто хотел, чтобы наши песни пели исключительно представители других жанров, которые не относятся к рок-музыке. Чтобы наш трибьют был записан в исполнении рэперов, джазменов, поп-артистов, треш-металлистов, чтобы это было прикольно и интересно. Мне кажется, сейчас трибьюты многими рассматриваются, как средство продвижения или как повод напомнить о группе. С момента того, как я прослушал первый трибьют группы «Гражданская Оборона» в стародавние времена, меня редко когда-то цепляли другие трибьюты. Я специально их слушал, пытался следить за чем-то… Очень мало искренних песен… Потому что, что главное в кавере? Не банально перепеть трек, а наоборот преподнести его в своём стиле и, подчеркнув его изначальную красоту, вдохнуть в песню новую жизнь.
90% же каверов, которые я слышал, сделаны «на отвали». То ли мало групп на такое способны, то ли просто не хватает времени, и всё сделано так. Например, из достаточно большого количества треков с трибьюта ДДТ, в котором мы участвовали, у меня в плейлисте осело всего два.
Так что, подводя итог: мне нравится идея сделать трибьют «Операции Пластилин» в абсолютно разных «нероковых» жанрах, чтобы, по крайней мере, музыкально наши песни приобрели какой-то новый оттенок.
Как ты можешь для себя объяснить популярность «Операции Пластилин» среди массового слушателя? Чем, как ты думаешь, она, в основном, «цепляет» любителей хорошей музыки?
«Операция Пластилин» не является популярной группой и уж точно не является группой для массового слушателя.
Когда-то я стремился к всё большим сборам, большему количеству прослушиваний, но быстро понял, что это ловушка. Когда мы собрали свои первые большие площадки, и кайф от этого прошёл через неделю, я подумал: «Так, окей, а что дальше?».
И, даже если дальше условный «стадион», то это все равно конечная и очень быстрая история, в которой ты как бы оказываешься заложником своих собственных амбиций. Это начинает влиять на творчество, на твою искренность, ты начинаешь подстраиваться, появляются какие-то ужимки, тебе приходится начинать работать с людьми, которые тебе неприятны… Мне перестало это быть интересным.
Это похоже на то, как взобравшись на гору, после долгого похода, понимаешь, что на вершине ничего нет. Стоишь, куришь и пытаешься судорожно понять, на каком этапе пути ты потерял смысл.
Я абсолютно точно знаю, что «Операция Пластилин» цепляет определённых людей попаданием в их жизненные истории. Есть тысячи или десятки тысяч людей в России и за её пределами, которые чувствуют примерно так же, как и я. И когда я пишу песни, у них это откликается, и они за это нас любят. Мой бэкграунд просто схож с бэкграундом этих людей.
И весь этот опыт, эмоции и переживания я стараюсь достаточно честно подать в песнях без попытки кого-то на***ть (я стараюсь редко материться, особенно в публичном пространстве, однако есть значимая разница между словом «обмануть» и «на***ть», потому использую именно обсценную лексику).
Мне всегда хотелось создать определённый мир, мир «Операции Пластилин». Со своими образами, героями и злодеями, с особенным саундтреком и так далее. Что-то, наверное, из этой идеи сделать уже получилось (хотя точно надо выпускать DLC) (смеётся).
Группа – это же нечто большее, чем просто музыка. Это люди, знакомства, общее информационное пространство, путешествия, эмоции. Это идея и след, который остаётся.
Так вот, наверное, какие-то люди в этом нашем мире находят для себя некую отдушину, приходят в него, чтобы разделить радость с единомышленниками на концерте, или, чтобы заглушить тоску в каких-то треках, которые им созвучны.
Но это точно не популярность, не массовость. Наш мир маленький, уютный и безопасный. А если всех пустить в «теремок», то он просто рухнет.
У «Операции Пластилин», пожалуй, один из самых крутых мерчей среди всех российских рок-групп. Расскажи, пожалуйста, на примере одной-двух футболок, про весь процесс создания изделия: от идеи до реализации? Кто за что ответственен (идея, принт, согласование и т.д.) и долгий ли это процесс?
Раньше всем процессом мерча заведовал директор нашей группы: от идеи до производства и продажи. Я туда особо не лез. Я мог, конечно, в какой-то момент сказать своё мнение, если это было нужно. Но, в целом, не вникал.
Женя же абсолютно точно поднял наш мерч на крутой уровень. После его смерти мы закрыли магазин и сейчас пытаемся заниматься всем сами. Мы планируем запуститься, наверное, уже в августе, а пока меняем поставщиков, делаем новую коллекцию. Посмотрим, что из этого выйдет.
Что касается процесса создания, то здесь всё очень просто. Выходит альбом или сингл, появляются идеи, которые основываются на какой-то песне или, может быть, даже на какой-то строчке, и дальше это всё отдаётся художнику в виде некого наброска. Вот тебе песня, вот строчка, которую мы бы хотели обрисовать, и вот, примерно, что мы видим (или без описания, что мы видим) – придумай что-нибудь. У нас достаточно много художников работало с мерчем: какие-то уходили-приходили, какие-то очень долго с нами сотрудничают. Тут всё зависит от «химии» с художником. Если «химия» случилась, он тебя понимает, не факапит сроки, нет трений во взаимоотношениях, то с этим художником мы можем работать очень долго. Но бывают и такие, что видно - это не наш человек. Поэтому он делает один принт, и на этом мы расстаёмся по обоюдному согласию.
Всё творчество «Операции Пластилин» крутится вокруг людей. Главная задача моя и Жени (в своё время) состояла в том, чтобы найти нужных людей, которые бы чувствовали идею. Описать её словами сложно. Она бывает очень многогранна и неочевидна, как и наши треки.
Но когда ты находишь своего человека, ты можешь делать с ним крутые вещи, понимая друг друга с полуслова. Так и с музыкой, и с видео, и со всем на свете.
Немного пофантазируем. Если бы у тебя была возможность узнать глобальную тайну или несколько тайн, которыми окутана история человечества, то на какие вопросы ты бы хотел получить ответы?
Если бы такая возможность мне выпала, то я бы задал ровно 2 вопроса. Первый, собственно: «Что будет после смерти?». Потому что у человечества есть 3 главных терзания - это «Кто мы?», «Откуда?», «Куда мы идём?». Если бы мы точно знали, что будет с нами после смерти, то мир бы буквально в минуту сильно изменился. Например, если бы мы точно были уверены, что нас съедят черви, и атеисты-материалисты правы в своих убеждениях, то у многих людей сорвало бы какие-то моральные тормоза, и мир бы погрузился в гораздо больший хаос, чем сейчас. И наоборот, если бы люди знали на 100%, что после смерти их ждёт воздаяние за грехи, перерождение или что-то такое, какая-то другая жизнь, очевидно, что поведение миллионов людей изменилось бы радикально, и мир был более добрым местом. Иногда я думаю о том, что нас специально водят за нос и не дают ответа на этот вопрос, чтобы последить, как мы будем развиваться без этого знания, а оно является ключевым в жизни всей планеты, всей Вселенной.
И второй момент. Я бы спросил: «Нельзя ли мне получить шапку-невидимку?». С детства мечтаю о шапке-невидимке, и мне бы очень хотелось, чтобы она у меня появилась.
Если бы у тебя была возможность прямо в эту секунду оказаться в любом месте на нашей планете (одному или с близкими людьми), то куда бы ты перенёсся с помощью такого телепорта и почему и именно туда?
Сейчас я бы нигде не хотел оказаться. Мне абсолютно комфортно в том месте, где я нахожусь. Я в домике, в норке, и на данный момент я бы никуда не хотел перемещаться, ну разве что, может быть, когда на это будут моральные силы, то попутешествовать по местам силы всей планеты, набраться бы там какой-то доброй энергии.
И ещё чуть-чуть фантазии в нашу беседу. Представь, что у тебя есть возможность 5 минут поговорить с любым человеком, неважно, живущим сейчас на планете или нет, то с кем бы ты поговорил и о чём?
В разные периоды моей жизни я бы с разными людьми пообщался. Например, если бы я был в состоянии «заряженности», злости, готовности к активным действиям и так далее, я бы хотел поговорить с президентами, с супер-влиятельными людьми, чтобы узнать, как они мыслят, что они думают, как у них всё получалось или не получалось, почему они все не могут в итоге договориться между собой и найти общими усилиями лекарство от рака, к примеру. Но так как сейчас мне это неинтересно, и мой взор больше обращён внутрь себя, наверное, я бы хотел поговорить с каким-то или какими-то разными духовными личностями, не официальными, безусловно, и вряд ли ныне живущими. От православных старцев до будд прошлого. Наверное, даже не важно, о чём бы я их спросил, важнее было бы просто побыть рядом, набраться этой энергии для того, чтобы продолжать жизнь и понять, собственно, куда её сейчас направить.
Любой человек о чём-нибудь да мечтает. А что делать, когда мечта не сбывается? Продолжать добиваться её всеми силами и способами или сакцентировать внимание на чём-то другом? Как ты поступаешь в таких случаях?
Вся моя жизнь – это битьё лбом в закрытые двери, это жизнь трутня, который постоянно работает, тащит на горбу всё, не имея особых талантов, бэкграунда, связей и так далее. Мой путь – это путь self-made человека, который с разбитым лбом как настоящий телец (я телец по гороскопу) тянет свою ношу, и что-то у него иногда получается. Но проанализировав свои локальные жизненные победы, которые были для меня важны, я понял, что все они случались вопреки этой тенденции, о которой я говорил выше. Поэтому, да, я всегда бьюсь лбом и иногда пробиваю стены, но я бы не рекомендовал брать эту тактику на вооружение. То есть надо вовремя остановиться, и, если дверь не открывается, поискать другие двери. Это важно. Потому что всё самое лучшее в нашей жизни приходит в неё легко, и этим компасом стоит руководствоваться.
Конечно, это не значит, что нужно отступать при малейшем препятствии, но нужно чётко уметь отличать бетонную стену и препятствие, которое тебе послано как некое испытание и, которое ты в силах сломать, почувствовать себя окрылённым и на этом фоне лететь выше и дальше. Научившись делать это, отличать одно от другого, я думаю, что всем будет проще жить. Но я здесь плохой советчик, честно. Знаю только, что правильно всё, что легко.
«В тёмные времена лучше видно светлых людей» - цитата из вашей песни «Сказка», принадлежащая перу великого писателя Эриха Марии Ремарка. Эта фраза попала в песню, так как полностью основана на твоём личном эмпирическом опыте? За последние 3 года у тебя было много разочарований в людях? И многих ли людей ты, наоборот, открыл для себя с светлой стороны?
Да, это ещё одна отсылка к моему любимому Ремарку. И в целом, отсылки помимо всего прочего, составляют важную ткань творчества «Операции Пластилин», которая состоит из моего эмпирического опыта, из книг, фильмов, музыки, которые я люблю. Всё это я пытаюсь органично сплести в паутинку того самого мира «Операции Пластилин».
Фразу, думаю, не стоит как-то расшифровывать дополнительно, так как смысл предельно ясен из общего контекста. И, естественно, текст песни «Сказка» основан на моём эмпирическом опыте. «Просто все, что здесь было, это было со мной…».
Что же до разочарований… Конечно, их было много, это неизбежно. Но тут дело, скорее в моем отношении. Когда я понял, что есть люди «мои», а есть те, кто просто приносят опыт или знаки и дальше покидают мою жизнь, стало гораздо проще.
Сейчас все «МОИ» со мной, и я их вижу в темноте. Это самое главное.
Ты, надеюсь, счастливый папа. А счастливые (и не только счастливые) родители часто хотят, чтобы дети были похоже на них. Какие черты характера ты бы хотел, чтобы унаследовал твой ребёнок? А какие - ни в коем случае?
Да, я пока считаю себя счастливым родителем, и мне хотелось бы, чтобы некоторые из моих черт мой ребенок, безусловно, унаследовал. В первую очередь, это черта называется спокойствие. У меня был очень важный в жизни человек, я не могу назвать его другом, потому что он как раз, наверное, был дан мне для опыта, но однажды, общаясь с ним еще в ICQ (если олдфаги будут читать, то они помнят, что это такое), он обронил такую фразу, сказав: «Толь, смысл этой «игры» в том, чтобы сохранить спокойствие». И хотя для него это был очередной мимолётный диалог, эта фраза стала моим жизненным девизом. Когда штормит я сажусь у окна, выдыхаю и говорю себе: «Толь, смысл этой «игры» в том, чтобы сохранять спокойствие». Если тело сопротивляется, повторяю 108 раз.
Поэтому для сына, в первую очередь, я желаю – спокойствия. Он родился во времена перемен, поэтому оно точно не помешает.
Но, конечно же, есть и ряд других качеств, которые есть у меня, и которые мне хотелось бы ему передать. Дело в том, что как я уже говорил выше, я - телец. Я очень много умею на себе тащить без усталости, без нервов, без истерик. Это такая кропотливая планомерная работа, когда ты видишь цель и тянешь за собой гигантскую повозку, взбираясь на гору… И когда ты до этой горы доходишь, ты понимаешь, что ты исполнил свое предназначение. Мне бы тоже очень хотелось, чтобы это трудолюбие, это движение к цели и силу, мой сын у меня перенял.
В остальном у него, безусловно, будет свой путь, на котором я всегда буду его поддерживать, защищать и оберегать, пока будут силы.
Дай совет молодому поколению от группы, которая умеет писать очень красивые песни о любви и переживаниях, связанных с ней: как отличить любовь от влюблённости или просто интереса к противоположному полу? Что должно происходить внутри, чтобы можно было сказать человеку: «Я люблю тебя»? Иными словами, для тебя Любовь – это…?
Я думаю, что молодому поколению абсолютно не нужны мои советы и уж тем более мои философствования о любви. Потому что человек, которому это важно, найдёт всё в наших песнях. Если у него будут какие-то вопросы, он мне напишет лично о своей ситуации. Многие, кстати, так делают. Открываешь личку, а там целая история. Читаешь и понимаешь, что человеку реально нужна поддержка. С кем-то даже созваниваемся, просто поговорить, отвести душу. Я пытаюсь их как-то поддержать, если у них сложная ситуация, или разделить с ними радость, если ситуация радостная. Но в целом, я никакому поколению не могу давать советы, потому что я сам тот еще дурачок. Всё, что я мог бы передать и рассказать – я делаю в песнях или при личном контакте.
Что касается вопроса про любовь… Вряд ли в формате короткого интервью стоит пускаться в пространные рассуждения или пытаться найти короткий остроумный ответ. Потому что любовь – гораздо шире, глубже и больше всех слов, которые я могу сейчас написать.
Великий поэт и драматург Иосиф Александрович Бродский писал: «Страшный суд – страшным судом, но вообще-то человека, прожившего жизнь в России, следовало бы без разговоров помещать в рай». Согласен ли ты с этим утверждением? Действительно ли жизнь в России – это больше некое выживание мучеников, но никак не жизнь в радость?
Я очень люблю творчество Бродского, Булгакова, Довлатова, Ахматовой, многих других людей, у которых были сложные и драматические отношения с Россией в разных её «проявлениях». Я говорю в первую очередь о государстве, о власти и бюрократии.
Естественно, то, что они пережили, нельзя назвать «жизнью в радость», и, также естественно, это отразилось на их произведениях и высказываниях.
Но мне кажется, что человек может быть и счастлив, и несчастлив в любой стране мира. Да, где-то для этого в определённый исторический период больше предпосылок, где-то меньше. В любом государстве есть люди, которым тяжело, есть люди, которым легко. Это настолько очевидные вещи, что я, конечно, понимаю, что имел ввиду Иосиф Александрович, но не могу с ним согласиться.
Я люблю место, где родился и вырос, люблю «мою провинцию». А страдания мои по большей части от того, что я сам дурачок.
Подводя итог нашему интервью, хочу сказать тебе спасибо за интересные вопросы. Всегда круто, когда интервью превращается в терапию. Очень важно, когда, отвечая на вопросы для других людей, которые будут это читать, ты в первую очередь отвечаешь на них для себя и в процессе формулирования ответов как бы разговариваешь с самим собой.
Беседу вёл: Артём Гарькавый.
Расшифровывала аудиозапись интервью: Марина Козлова.
Редактировала: Екатерина Ершова.
Фото предоставили: Толя Царёв, Дмитрий Куликов и Наталья Городилова.
Отдельное большое спасибо Илье Золотухину за помощь в создании интервью.
Вступайте в группу Музыкальный портал Голос Рока ВКонтакте:
Подписывайтесь на наши каналы:
Telegram: https://t.me/golosrocka
Дзен: https://dzen.ru/golosrocka
Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ): https://www.instagram.com/golosrocka
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q