Мы продолжаем нашу новую рубрику "ЖД моделизм в лицах", в которой
в формате интервью рассказываем об интересных людях, для которых хобби "железнодорожный моделизм" стало частью их жизни. И сегодня побеседуем с очень известным в мире ЖД моделизма мастером, который создает свои произведения буквально с нуля, а его работы удивляют и восхищают даже тех, кто далек от этого хобби. Представляем вашему вниманию интервью с Вячеславом Прийменко, известным также под ником Слава Хотрод.
- Вячеслав, спасибо, что откликнулся на предложение сделать совместное интервью! Первым делом хочу спросить, как к тебе обращаться и что означает твой ник.
- Друзья зовут меня Слава, а в модельных рядах меня действительно больше знают как Хотрод. Псевдоним возник лет 12 назад, потому что я очень сильно любил и люблю, и кастом культуру, и хотроды, и хотроддинг. Увлекался моделями хотродов в перерывах между ЖД моделями, и также с нуля, как сейчас ЖД модели, я делал хотроды в масштабе 1:18.
- То есть ЖД модели - это не первая твоя любовь?
- Наоборот, одна из первых! Вообще мое модельное хобби зародилось еще в середине 90-х годов, когда, будучи 10-летним пацаном, я выменивал у друзей и знакомых советские модели авто в 43-м масштабе и модели железных дорог PIKO в 87-м масштабе. Со временем интерес и любовь именно к ЖД тематике стали сильней, и уклон был именно на нее.
- Удачно проходили обмены? Много моделей удалось заполучить?
- Хорошо помню момент из юности, как один знакомый отдал мне буквально за дарма целый чемодан с моделями ПИКО, в котором было порядка 5 локомотивов, 15 вагонов, очень много путей, стрелок, несколько блоков питания - всё это было местами покоцано, но не сильно. Суть в том, что это все "тупо" хотели выбросить за ненадобностью, хотя даже тогда за такой чемодан весом килограмм в 10, как помню, можно было на блошином рынке неплохое состояние поднять. Не знали люди, а мне повезло :)
Досье
ФИО: Вячеслав Прийменко
Возраст: 34 года
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Место жительства: г. Санкт-Петербург
Образование и сфера деятельности: IT
- Как родители относились к этому?
- Отношения родителей к моему увлечению моделями железных дорог в детстве и юности было вполне обычным: поддерживали и помогали с покупкой той или иной "хотелки". В последние годы родные и близкие не постесняюсь сказать, гордятся тем, чего я добился в этой сфере. А тогда, помню, как мы с папой купили мне первый рабочий и бегающий локомотив е69 на блошином рынке. С поломанным пантографом, с парой трещинок, но ездящий! Это была моя первая модель. Ну а к 12 -13 годам я уже начал свой путь ЖД моделиста - благо руки были из нужного места. Пытался реставрировать модели, чинить, собирать из двух одну. И это получалось.
- Так от ремонта моделей ты и пришел к тому, что начал делать модели с нуля самостоятельно?
- До 2012 -2013 года ЖД моделизм в большей степени был увлечением для души, а с 2013 года я решил попробовать себя в моделизме по полной, а именно, сделать одну из тех моделей, которых нет и никогда не было, но которую очень хотелось. Так и начался мой путь путь в настоящем моделизме, и вот так и родилась моя самая первая модель ручной работы - тепловоз ТГМ4. До него, правда, был еще один: использовав морду тепловоза ТЭП10 от фирмы "Пересвет" и кузов тепловоза ТЭ3 в ТТ-масштабе, я сделал некое подобие тепловоза 2ТЭ10Л "Луганка". Кстати да, масштаб я сменил с H0 на ТТ в 2013 году.
- Кроме ЖД моделей и хотроддинга, у тебя есть и другие увлечения, верно?
- Да, в жизни я много чем занимаюсь и интересуюсь, а в плане хобби и увлечений - занимаюсь музыкой, немного художеством, трюковыми и спортивными велосипедами, фотографией, видеосъёмкой с квадрокоптера и, конечно же, модельным хобби и железной дорогой!
- Какое место занимает в твоей жизни ЖД моделизм?
- С уверенностью могу сказать что моделизм занимает достаточно важную роль в жизни. На моей самой первой выставке в Центральном Музее Железнодорожной Техники ЦМЖТ в г. Санкт-Петербург, проводившейся в 2014 году, меня назвали "дебютантом удивившим абсолютно всех". Эти слова произнес ныне покойный Алексей Райкерус, Человек с большой буквы. Именно благодаря ему я и попал на ту выставку и получил необходимые в свое время знания и опыт. Тогда, в 2014 году, много людей увидело мои работы и сразу нахлынули предложения о продаже или изготовлении на заказ. И так с 2014 года для меня мое любимое увлечение стало не только хобби, но и ремеслом.
- За это время ты сделал очень много моделей. Сколько?
- В 2022 году я завершил юбилейную 300-ю модель, построенную с нуля. С того момента счет уже веду не так скрупулезно, перестал номера рисовать на моделях. Но, вроде как, последняя изготовленная была 353-я...
- Сколько из них остались в личной коллекции?
- В моей личной коллекции на данный момент находится 48 моделей. Остальные - в частных коллекциях.
- Какие из моделей твои самые любимые?
- Я думаю, что любимые модели есть всегда и у всех, и порой трудно выбрать самую любимую. В детстве и юности любимыми моделями были тепловоз М62 от Гутзольд (ПИКО) и франзуский электровоз СС7001. В Настоящее время самый настоящий любимец среди моделей это дрезина ДГку, именно ДГку за период 2014 - 2020 годов я построил в количестве 19 штук и одна из них даже была в большом "0" масштабе. У нее, к слову, работало все, что могло: открывались двери кабины, капота, щитовых, гидропередачи, работали запорные дверные ручки, открывались форточки, двигалась стрела и тележка крана, работал свет, поднимались и опускались сидения вращаясь вокруг своей оси как на прототипе, подвижные краны машиниста и многое другое. Этой моделью в 2017 году я проверял свои способности и я смог добиться хорошего результата, в первую очередь для себя.
- Как получилось добиться хорошего результата? В чем оказался секрет?
- Секрета нет :) Как и в далеком 2013, так и сейчас, в 2023, 10 лет спустя, я остаюсь верным своей традиционной технологии изготовления моделей. Простыми словами - это 100% ручная работа. Для постройки в принципе любой модели я всегда использую один материал и один набор инструментария. Для строительства модели делаю самодельные выкройки путем подгонки чертежа прототипа модели под масштаб, затем распечатываю выкройку в нужном размере и всегда сверяюсь с ней во время постройки. Строятся модели из листового ПВХ-пластика толщиной 1 и 1,5 мм, тонкого полистирола, медной проволоки разного диаметра и несложного набора инструментов.
- Насколько несложного? Что туда входит и как выглядит твое рабочее место?
- Мое рабочее место это левая часть моей комнаты, угол которой я давно оборудовал под моделизм: удобный стол, стул, полки - все под рукой, как говорится.
- Сколько времени ты проводишь за рабочим местом за созданием моделей?
- Время на создание моделей я использую по некому уже устоявшемуся для меня режиму. Например, в летний период (июнь, июль, август, сентябрь) я не занимаюсь постройкой моделей, а всю позднюю осень, зиму и весну активно занимаюсь постройкой моделей и диорам. И так уже на протяжении 5 лет точно.
- Сколько по времени занимает процесс создания одной модели?
- Всё зависит от прототипа. Например снегоочиститель СДП с нуля до финиша я строю двое суток - он простой довольно. В среднем паровоз с тендером около недели строится, локомотив 4-5 дней. Но, опять же, это с опытом и временем пришло; на начальных этапах средние сроки на одну модель были по 2 недели.
- Как ты оцениваешь состояние ЖД моделизма в России и как ты оцениваешь его перспективы?
- Я думаю, что перспективы довольно неплохие, так как года с 2017 отдельные люди очень не слабо так стали продвигать ЖД моделизм в России, освоившись с 3D-протипированием и последующей печатью мастер модели для размножения. С одним из этих людей, а именно с Владимиром Бражником, я даже в свое время сотрудничал и построил мастер-модель путеремонтной летучки ПРЛ-4 в 87-м масштабе. В последние два года тот же Станислав Каракин очень хорошо зарекомендовал себя для многих моделистов - как очень хороший 3D-проектировщик будущих моделей для мелко- или среднесерийных выпусков. Но лично сам я не спешу переходить на современные технологии и продолжаю свое ремесло, если можно так сказать, в рамках "старой школы"...
- И это нам говорит человек, работающий с компьютерными технологиями уже более 10 лет :)
- Для меня не столь важен результат, гораздо важнее процесс творчества. А когда за тебя все делает робот принтер, и тебе остается лишь самую малость приложить руку по сборке, доработке и окраске, становится не так интересно. Хочется все делать самому и делать уникально. Но, повторюсь, перспективы на момент середины 2023 года в сфере ЖД моделизма в России более чем благоприятные. Достаточно рассмотреть недавно появившуюся линейку от MODIMIO.
- Как ты оцениваешь серию "Наши поезда"?
- MODIMIO с "нашими поездами" - это, несомненно, громкий выстрел, так как их локомотивы стоят не по 25-50 тысяч а всего лишь полторы - две тысячи. При такой цене себе может позволить каждый, в особенности тот кто всегда хотел, но цены отпугивали. Так что я оцениваю серию весьма положительно, тепло к ней отношусь и считаю, что очень хорошо, что она по сути, доступна абсолютно любому, в том числе новичкам.
- Кстати о новичках. Какой совет ты бы дал тем, кто только начинает втягиваться в это хобби?
- В качестве совета начинающим я бы порекомендовал свою небольшую статью, с наглядным пошаговым примером постройки и с описанием всех процессов. Я очень старался при ее написании рассказать обо всех тонкостях и нюансах в максимально простой и понятном формате. После этой статьи, как мне многие говорят, даже человек, мало что в этом понимающий, сможет что-то построить.
- В этой статье, и в своих работах вообще, ты очень много внимания уделяешь мелочам.
- Да, я считаю, что не маловажным моментом в работах с моделями является именно внимание к мелочам. На каждой из своей моделей я тщательно стараюсь проработать каждую мелочь, даже если ее совсем не видно, или она вовсе скрыта внутри кабины (интерьер кабин). Если у тепловоза приоткрыты двери дизельного отсека - то всегда обязательно сделана имитация дизеля. На каждой из моделей максимально подробно, настолько на сколько это возможно, прорабатываю интерьер кабин или будок машиниста. Несмотря на то, что масштаб модели по сути со спичечный коробок, я полюбил это еще когда занимался "хотродами". Когда, например, строил двигатель прям очень подробно, с поршневой, впускными, выпускными окнами и т.д. Хотя этого вовсе и не видно будет, но для фотографий процесса постройки и ценности работы всегда обязателен именно такой подход.
- Не так давно ты изготовил и опубликовал модель М62, и пользователи соцсетей встретили её изрядной долей критики. Как ты относишься к критике своего творчества?
- Да, произошел конфуз. Я уже давно на автоматизме доверяю чертежам со "скэйла" и когда начинал строительство тепловоза - быстро нашел, скачал чертеж, подогнал его в длину под 120-й масштаб и распечатал сразу, чтобы использовать как выкройку. Вот тут и произошел косяк. Строил себе, сверялся - все как обычно. Завершил, показал людям, и тут сразу стали писать о том, что что-то не то. Стали проверять, обмерять - всё вроде сходится. Но когда сверялся с высотой кузова - откуда то лишних 3,5 мм берется. Ничего не понимал по началу, ломал голову как так, выкройка же, как всегда. И тут то мне человечек с коробки и говорит: косячный чертеж для выкройки взял, смотри, вон колеса не идеальный круг а немного яйцом. Простыми словами, чертеж немного искажен, то есть вытянут, растянут вверх - отсюда и лишние 3,5 мм в высоте кузова Машки. А я еще сам когда делал мордашки, не понимал, почему же, зараза, между лобовыми и кантом крыши у меня расстояние такое большое, где промах, а оказалось, подвел подрастянутый чертеж :)
А к критике я отношусь спокойно: ошибся, признал, исправил. Сразу или в своих будущих моделях и проектах. После Машки я построил еще немало тепловозов, в том числе: 2ТЭ10Л, ТЭ3, ТГМ3, ТЭМ2, ТГМ23, ТГК2. И вот в них я уже не собирался наступать на эти же грабли, а прям перестраховывался, и по нескольку чертежей проверял сверял на точность в габаритах.
- Какие еще модели ты планируешь? Поделись, пожалуйста, своими творческими планами на ближайшую перспективу.
- В творческих планах у меня, наконец, закончить свой мини макет - диораму "Депо Кочетовка", строительство и доведение до совершенства которой длится уже третий год.
- Кстати хотелось бы отдельно поговорить о ней. Почему именно Кочетовка, чем был обусловлен выбор прототипа?
- С этим местом связывают теплые воспоминания из далекого детства, когда с малых лет я каждый год ездил к бабушке в г. Мичуринск Тамбовской области, и каждый год проезжал эту самую Кочетовку, и знаменитый Мичуринский элеватор. Еще лет 8 назад я хотел начать постройку этой диорамы, но все как-то больше занимался постройкой подвижного состава. Но в 2020 году дал старт проекту, и постройка началась. По сути весь элеватор, большая часть депо, строений, вся контактная сеть, сигнализация, как и весь мой подвижной состав, выполнены с нуля из листового ПВХ-пластика, полистирола и меди. Так что ближайшей осенью в планах наконец доделать переднюю часть фрагмента депо и, наконец, показать уже его в массы на "Модуль-мастер. Россия", пристыковав его к одному большому макету.
Понравилось интервью? Напишите в комментариях, какие еще вопросы вы бы хотели задать Славе, а также интервью с кем из моделистов вы хотели бы видеть на нашем канале. Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новых интересных публикаций с интересными и известными в ЖД моделизме мастерами!