Мы живем в мире цифровых технологий, доступных средств коммуникаций. Простые финансовые операции стали обыденностью, большинство их происходит при помощи мобильной связи и интернета. Мы пользуемся инновационными продуктами и технологиями, а каждый день появляются все новые. Одной из технологий, которая у всех на слуху, но вызывает вопросы, является биометрия.
Биометрия – это идентификация человека по уникальным биологическим и поведенческим характеристикам. Пять самых распространенных типов биометрии:
- отпечаток пальца
- изображение лица
- голос
- радужная оболочка глаза
- рисунок вен ладони
Биометрия используется в большинстве развитых стран мира для безопасности и цифровой идентификации.
Биометрические данные — это уникальные физические характеристики человека, которые используются для установления или проверки личности.
Про такие возможности биометрических данных известно давно, но массовое использование их связывают, прежде всего, с динамичным развитием мобильных технологий.
Биометрические решения востребованы там, где в приоритете удобство и безопасность. Самый очевидный пример — смартфон, который узнает владельца по отпечатку пальца или изображению лица. Такая система нужна не только для защиты приватности, но и для безопасности платежей.
Однако ключевой тренд в мобильном сегменте – применение решений, позволяющих использовать различные типы биометрических сведений, то есть смартфоны постепенно будут становиться мультибиометрическими устройствами. Развитие рынка мобильной биометрии связано с активным использованием биометрических технологий в финансовом секторе.
Сегодня каждый, кто обращался в банк, знаком с процедурой снятия биометрических данных. Российские банки собирают биометрические данные клиентов в двух направлениях: для собственных целей, чтобы повысить безопасность, удобство и скорость обслуживания клиентов, а также для Единой биометрической системы (ЕБС), которая была запущена Центральным Банком РФ и ПАО «Ростелекомом» в июле 2018 г. Эта система позволяет гражданам становиться клиентами банков без посещения офиса за счет удаленной идентификации.
С 1 января 2021 года собирать и использовать данные в ЕБС могут не только банки, но и другие финансовые организации, а также многофункциональные центры. Теперь ЕБС может применяться для оказания физическим лицам любых финансовых услуг, а не только для открытия счета и выдачи кредита. Это означает, что и микрофинансовые организации, и даже кредитные потребительские кооперативы смогут выдавать займы дистанционно, не запрашивая дополнительные документы, чтобы подтвердить личность гражданина.
Более того, потребители финансовых услуг смогут найти предложения любых компаний на финансовых платформах (маркетплейсах), где уже будет заложена возможность предоставить свои биометрические данные для последующего их использования. После этого можно будет проводить идентификацию потребителя в любое время и заключать с ним договор.
С помощью ЕБС любой гражданин сможет, не выходя из дома, получать любые финансовые продукты. К тому же это очень удобно для маломобильных граждан и жителей удаленных регионов, ведь им не всегда легко добраться до офиса микрофинансовой организации, а биометрия решает эту проблему.
Порядок работы с ЕБС установлен законодательно
- Клиент посещает банк, предъявляет паспорт, дает согласие на обработку биометрических персональных данных и сдает биометрические данные
- Сотрудник организации сверяет полученный образец с учетной записью клиента в ЕСИА и отправляет сведения в ЕБС
- У пользователя появляется возможность проходить удаленную идентификацию через интернет, которая состоит из двух этапов:
- Вход в ЕСИА и собственно биометрическое опознавание
- На второй стадии клиент должен предъявить лицо с помощью камеры и проговорить в микрофон контрольную фразу.
Связка голоса и лица выбрана для проекта биометрии, потому что две так называемые модальности (бимодальность) позволяют определить «живого человека», а не имитацию его биометрических данных в цифровом канале. Лицо и голос – самые распространенные и доступные для массового использования биометрические модальности, другие требуют специального считывающего оборудования. Кроме того данные параметры легко считываются мобильным телефоном, что способствует массовому применению биометрии.
Сбор биометрических данных и загрузка их в ЕБС является добровольным и бесплатным. Если в какой-то момент вы захотите удалить свои данные из ЕБС, то это можно сделать через ЕПГУ, воспользовавшись личным кабинетом.
Гарант безопасности
Что касается безопасности, то за ее реализацию отвечает государство, которое устанавливает контроль над техническими средствами по сбору и хранению биометрических данных. Безопасность хранящихся данных ЕБС обеспечивают специальные шифровальные (криптографические) средства, использование которых строго регламентировано на законодательном уровне. Биометрические данные пользователей хранятся в базе ЕСИА, являющейся федеральной государственной информационной системой, имеющей аттестат соответствия ФСТЭК по требованиям безопасности конфиденциальной информации, и реализованной на решениях, сертифицированных по требованиям ФСБ. Защита данных на серверах ЕСИА и в многофункциональных центрах Госуслуг реализована на высоком, соответствующем мировым стандартам уровне, что гарантирует и высокую защиту собираемых биометрических данных.
Биометрия постепенно становится не просто перспективной технологией, она становится системой, использование которой трансформирует формат клиентских сервисов, а фокус биометрических решений смещается с обеспечения физической безопасности на новые рыночные сегменты. Удивительно наблюдать за тем, как развивается финансовый рынок, а участвовать в этом прогрессе — ещё интереснее.