Найти тему
Лахта Центр

«МНОГОНАРОДНАЯ РОССИЯ»: НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В КУНСТКАМЕРЕ

#этонадовидеть

Весть о подписании Ништадтского мира 30 августа (10 сентября) 1721 года застала Петра I на пути в Выборг, в Лисьем Носу. Он поспешил в Петербург, где после благодарственного молебна в Троицком соборе сообщил народу об окончании Северной войны. В Петропавловской крепости грянул салют. Торжественное празднование состоялось позднее, 22 октября (2 ноября) 1721 года, когда царь Петр I по предложению Сената и Синода принял титулы «Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского». В этот день Россия стала империей, двуглавый золотой орел на гербе стал черным в золотом поле. В девять часов вечера над Петербургом запустили фейерверк.

Продолжение празднеств последовало зимой в Москве. На четвертый день Сырной недели 31 января (11 февраля) 1722 года по сигналу ракеты масленичный маскарад в честь Ништадтского мира начал шествие из села Всесвятское к Тверским триумфальным воротам. К торжеству были изготовлены макеты судов. Их установили на санные полозья, в сани запрягли лошадей, собак, волов и даже медведей. Санями с медведями управлял человек в медвежьей шкуре. Всего в Москву ехало 60 повозок и саней. Император в голландском шкиперском платье командовал 30-футовым подобием линейного корабля «Фридемаркер» (от немецкого friedenmaker — «миротворец»). По мере движения из корабля палили пушки. Императрица Екатерина I с придворными дамами сидела в позолоченной гондоле. Несколько раз она меняла наряды. То наряжалась в красный бархат, то в голубой с разными камзолами, то была амазонкой. Маскарад в Москве длился несколько дней.

-2

На следующий год в конце августа карнавал, посвященный победе над Швецией, провели в Петербурге. Как писал личный токарь Петра Андрей Константинович Нартов в «Рассказах о Петре Великом»: «Его величество, сделав маскарад публичный, состоящий из одежд различных народов… ездил с государынею и с прочими в масках по городу и при сем случае ей говорил: “Радуюсь, видя в самом деле в новой столице разных стран народов”».

-3

Страсть к карнавалам от Петра I унаследовала императрица Анна Иоанновна. Для одного из них императрица распорядилась привезти в Петербург по паре представителей всех 150 племен и народов, проживающих в империи. В итоге в Петербург приехало 300 человек, все в национальных одеждах и с национальными музыкальными инструментами. Подготовкой карнавала занималась «маскарадная комиссия». Костюмы для «карнавала народов» привозили в Академию наук и Кунсткамеру.

-4

Позже «мода на народы» трансформировалась в куда более серьезное стремление к «самопознанию империи», получившее распространение в России с середины XVIII века и постепенно оформившееся в науку народоведения.

Так гравер Академии наук Христофор Рот в 1774–1775 годах издавал иллюстрированный журнал «Открываемая Россия, или Собрание одежд всех народов, в Российской империи обретающихся» c гравюрами по рисункам из архива Академии наук и Кунсткамеры. Эти рисунки хранились в шкафах, к 1740 году таких шкафов было шесть, два были посвящены народам Сибири и Урала, три — ритуальным нарядам колдунов и один — одежде иностранцев. В 1776–1780 годах в Петербурге вышло «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий» — результат исследований профессора минералогии и академика Императорской Академии наук и художеств Иоганна Георги.

-5

Новая постоянная экспозиция в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук — «Имперский зал: Многонародная Россия» — создана при поддержке ПАО «Газпром».​ В ней представлены уникальные коллекции, которые собирали для Кунсткамеры на протяжении столетий: от костюмов, привезенных из научных экспедиций, до императорских коллекций, переданных в музей домом Романовых.

-6

В экспозиции «Многонародная Россия» две части. Композиции из фигур в национальных костюмах образуют «парад народов». Кружатся, взявшись за руки, сибиряк, поморка и казах, в тюркском застолье татары, башкиры, чуваши пьют кумыс. Есть и напевы кантале с участием саамов, финнов, лопарей, и шаманские камлания. Всего показано 23 оригинальных костюма из фондов музея, где они почти два века были скрыты от глаз посетителей. Манекены сделаны с конкретных людей, моделей подбирали под размер костюма, а для изображения лиц использовали исторические фотографии.

-7

Вторая часть — «Императорские дары». Тут представлен болгарский ковер — подарок «Царю-освободителю» Александру II, албанский мужской костюм — дар Николаю I, икэ-нингё (кукла-портрет в натуральную величину), изображающая гейшу, танцевавшую для цесаревича Николая, будущего императора Николая II. Куклу, как и драгоценное оружие, подарил принц Арисугава Тарухито, чтобы загладить инцидент в городе Оцу, когда наследник российского престола во время восточного путешествия подвергся нападению фанатика.

-8

Стены зала, в котором располагается «Многонародная Россия», украшают фарфоровые бисквитные фигурки из серии «Народности России». Они выполнены по заказу Николая II к 300-летию дома Романовых на Императорском фарфоровом заводе под наблюдением тогдашнего директора Кунсткамеры академика Василия Радлова.

Открытие выставки «Имперский зал: Многонародная Россия» стало шагом в начавшейся масштабной реэкспозиции Кунсткамеры. В ближайших планах Кунсткамеры реставрация башни, в которой находится Музей Ломоносова и обсерватории, а также открытие антропологического кабинета. В 2024 году начнет работу научно-исследовательский корпус на Заповедной улице — и у музея появятся новые возможности для демонстрации более чем миллиона единиц хранения из своих фондов.

-9

Кстати, на экспозиции посетители также могут виртуально примерить национальные костюмы. Для этого достаточно встать перед специальным экраном и одним движением «примерить» новый образ. Получившееся фото можно загрузить в смартфон.

Текст и фото Михаила Борисова