#этонадовидеть
Весть о подписании Ништадтского мира 30 августа (10 сентября) 1721 года застала Петра I на пути в Выборг, в Лисьем Носу. Он поспешил в Петербург, где после благодарственного молебна в Троицком соборе сообщил народу об окончании Северной войны. В Петропавловской крепости грянул салют. Торжественное празднование состоялось позднее, 22 октября (2 ноября) 1721 года, когда царь Петр I по предложению Сената и Синода принял титулы «Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского». В этот день Россия стала империей, двуглавый золотой орел на гербе стал черным в золотом поле. В девять часов вечера над Петербургом запустили фейерверк.
Продолжение празднеств последовало зимой в Москве. На четвертый день Сырной недели 31 января (11 февраля) 1722 года по сигналу ракеты масленичный маскарад в честь Ништадтского мира начал шествие из села Всесвятское к Тверским триумфальным воротам. К торжеству были изготовлены макеты судов. Их установили на санные полозья, в сани запрягли лошадей, собак, волов и даже медведей. Санями с медведями управлял человек в медвежьей шкуре. Всего в Москву ехало 60 повозок и саней. Император в голландском шкиперском платье командовал 30-футовым подобием линейного корабля «Фридемаркер» (от немецкого friedenmaker — «миротворец»). По мере движения из корабля палили пушки. Императрица Екатерина I с придворными дамами сидела в позолоченной гондоле. Несколько раз она меняла наряды. То наряжалась в красный бархат, то в голубой с разными камзолами, то была амазонкой. Маскарад в Москве длился несколько дней.
На следующий год в конце августа карнавал, посвященный победе над Швецией, провели в Петербурге. Как писал личный токарь Петра Андрей Константинович Нартов в «Рассказах о Петре Великом»: «Его величество, сделав маскарад публичный, состоящий из одежд различных народов… ездил с государынею и с прочими в масках по городу и при сем случае ей говорил: “Радуюсь, видя в самом деле в новой столице разных стран народов”».
Страсть к карнавалам от Петра I унаследовала императрица Анна Иоанновна. Для одного из них императрица распорядилась привезти в Петербург по паре представителей всех 150 племен и народов, проживающих в империи. В итоге в Петербург приехало 300 человек, все в национальных одеждах и с национальными музыкальными инструментами. Подготовкой карнавала занималась «маскарадная комиссия». Костюмы для «карнавала народов» привозили в Академию наук и Кунсткамеру.
Позже «мода на народы» трансформировалась в куда более серьезное стремление к «самопознанию империи», получившее распространение в России с середины XVIII века и постепенно оформившееся в науку народоведения.
Так гравер Академии наук Христофор Рот в 1774–1775 годах издавал иллюстрированный журнал «Открываемая Россия, или Собрание одежд всех народов, в Российской империи обретающихся» c гравюрами по рисункам из архива Академии наук и Кунсткамеры. Эти рисунки хранились в шкафах, к 1740 году таких шкафов было шесть, два были посвящены народам Сибири и Урала, три — ритуальным нарядам колдунов и один — одежде иностранцев. В 1776–1780 годах в Петербурге вышло «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий» — результат исследований профессора минералогии и академика Императорской Академии наук и художеств Иоганна Георги.
Новая постоянная экспозиция в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук — «Имперский зал: Многонародная Россия» — создана при поддержке ПАО «Газпром». В ней представлены уникальные коллекции, которые собирали для Кунсткамеры на протяжении столетий: от костюмов, привезенных из научных экспедиций, до императорских коллекций, переданных в музей домом Романовых.
В экспозиции «Многонародная Россия» две части. Композиции из фигур в национальных костюмах образуют «парад народов». Кружатся, взявшись за руки, сибиряк, поморка и казах, в тюркском застолье татары, башкиры, чуваши пьют кумыс. Есть и напевы кантале с участием саамов, финнов, лопарей, и шаманские камлания. Всего показано 23 оригинальных костюма из фондов музея, где они почти два века были скрыты от глаз посетителей. Манекены сделаны с конкретных людей, моделей подбирали под размер костюма, а для изображения лиц использовали исторические фотографии.
Вторая часть — «Императорские дары». Тут представлен болгарский ковер — подарок «Царю-освободителю» Александру II, албанский мужской костюм — дар Николаю I, икэ-нингё (кукла-портрет в натуральную величину), изображающая гейшу, танцевавшую для цесаревича Николая, будущего императора Николая II. Куклу, как и драгоценное оружие, подарил принц Арисугава Тарухито, чтобы загладить инцидент в городе Оцу, когда наследник российского престола во время восточного путешествия подвергся нападению фанатика.
Стены зала, в котором располагается «Многонародная Россия», украшают фарфоровые бисквитные фигурки из серии «Народности России». Они выполнены по заказу Николая II к 300-летию дома Романовых на Императорском фарфоровом заводе под наблюдением тогдашнего директора Кунсткамеры академика Василия Радлова.
Открытие выставки «Имперский зал: Многонародная Россия» стало шагом в начавшейся масштабной реэкспозиции Кунсткамеры. В ближайших планах Кунсткамеры реставрация башни, в которой находится Музей Ломоносова и обсерватории, а также открытие антропологического кабинета. В 2024 году начнет работу научно-исследовательский корпус на Заповедной улице — и у музея появятся новые возможности для демонстрации более чем миллиона единиц хранения из своих фондов.
Кстати, на экспозиции посетители также могут виртуально примерить национальные костюмы. Для этого достаточно встать перед специальным экраном и одним движением «примерить» новый образ. Получившееся фото можно загрузить в смартфон.
Текст и фото Михаила Борисова