Эта икона - следующая в целой пачке, так бывает время от времени: то и дело приносят иконы схожей иконографии или прямо явно из одной области. Она - просто чудесная. То есть - была. Качество живописи - высокое академическое, а сохранность аховая: икону на холсте грубо вырезали из тябловых конструкций - думаю, второпях. Повреждено всё, что можно: утрачены верхние углы, поверхность замята (икона хранилась в скрученном виде, по швам осыпи достигают текстильного основания), устойчивые грязи образовались на поверхности.
После первых консервационных мероприятий отдаю икону коллеге, специалисту по тканям: он сажает её на дубликат и восполняет утраченные поля холстинкой схожего качества и возраста.
Теперь, после многоступенчатых операций по удалению затемнений, поверхность выравнивается , все лакуны заполняются музейными массами. Вот теперь - тонировать утраты.
Эти стадии реставрации - тоже многоступенчатые. Каждый крошечный выпад имеет свой цвет, оттенок, плотность. Вот можно посмотреть на лик - сначала текстуру холста надо поднять до авторского уровня, затем проложить базовые тонировки и только затем заниматься реконструкцией утраченного в пределах каждой лакуны.
дело небыстрое. Всё сохнет на полную глубину, шлифуется микрошлифами, тонируется дальше, не затрагивая авторские участки.
Ближе к концу головка собирается, однако это ещё не финальная итерация:
И когда за несколько месяцев икона собирается, после полной просушки она подвергается общему осмотру и внесению финальных корректив, и защитный слой ложится тооонким покрывалом на все раненые и вылеченные места. Затем поверху наносится ещё одни общий слой зашиты - с другими свойствами; а затем ещё один, такой же тонкий, невидимый человеческому глазу. И только после этого икона возвращается в то место, где перед ней будут молиться.
- Спасибо за просмотр и за поставленное сердечко, очень ценю их по-прежнему, они помогают делать маленькое хорошее дело.