Сегодня мы вместе с вами листаем страницы книги детского психотерапевта Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка» и исследуем причины обиды.
🔸Ребенок, лишенный возможности выразить свой гнев (злость, раздражение), подавляет его, загоняет внутрь и испытывает чувство вины. При этом он обижается на взрослого, который связан с этим неприятным чувством.
Ребенок может чувствовать обиду на родителей за то, что они ругают его, в то время, как требование, адресованное родителям, может заключаться в том, чтобы они терпимее отнеслись к тому, что он был неловок.
🔸Ребенок пребывает в состоянии замешательства, и он готов принять на себя вину, если его постоянно бранят за то, что он считает непреднамеренным. Он сам себя порицает и чувствует, что он «плох», «недостаточно хорош», либо «недостоин». Таким образом, гнев, вина, чувство обиды и самоупреки смешиваются для ребенка с «образом Я».
Некоторые дети под влиянием окружающих чувствуют себя виноватыми практически постоянно, например, в связи с живостью своего поведения.
🔸Чувство вины становится невыносимым для ребенка и, чтобы его уменьшить, ребенок пытается делать то, что, по его мнению, от него ожидают другие. Он старается «предугадать» эти ожидания, теряется и испытывает неуверенность по поводу понимания того, что именно от него ожидают. Он пытается всем угождать и соглашаться со всеми.
Так у ребенка формируется стереотип избегания чувства вины путем постоянных попыток не сделать ничего неправильного.
И, в то же время, он постоянно чувствует себя обиженным, поскольку делает не то, что хочет.
🔸Ребенок попадает в «ловушку»: «Я должен делать то, что от меня ожидают другие, хотя мне это и не нравится. Тогда другие должны делать то, что хочу я, но не могу этого сделать для себя, поскольку вынужден угождать другим. Я делаю всё для других, а другие должны делать всё для меня. Если они этого не делают, это несправедливо и неправильно. И я обижаюсь на них за это».
Постепенно такой ребенок перестает различать свою жизнь и жизнь других людей, утрачивает чувство ценности своего Я и собственной целостности. Он не может выстроить своих границ и формирует зависимые отношения.
Такому ребенку (или уже взрослому человеку) важно:
📍 отделить себя от других людей (сепарироваться),
📍понять, кто он, каковы его потребности, чего он хочет;
📍 научиться проговаривать свои желания, мнения, мысли;
📍делать свой собственный выбор и принимать ответственность за его последствия;
📍 приобрести опыт выражения своего гнева, обиды и требований.
Чем более открыто ребенок (или уже взрослый человек) сможет выражать свои эмоции и потребности, тем меньшее чувство вины будет возникать.
🔸Ребенок должен быть свободен от родительских ожиданий и от негативных посланий, сковывающих его чувством вины.
Известный психолог Э. Берн пишет о формировании у ребенка излюбленной эмоции, которая проявляется в трудных ситуациях. Она, как условный рефлекс, может сохраняться всю жизнь.
✅Много полезного об эмоциях вы сможете узнать на нашем базовом курсе по развитию эмоционального интеллекта. Стартуем 16 июля! Подробности по ссылке: http://eq-institute.ru/base-razvitieeq
#книжная_полка_ineq